1. Мустафина Марина Владимировна;
МОУ «Гимназия №6 Красноармейского района Волгограда»;
учитель истории и обществознания.
2. Мисюрина Дарья Николаевна
МОУ «Гимназия №6 Красноармейского района Волгограда»;
учитель истории и обществознания.
Статья на тему:«Война глазами жителей Красноармейского района г. Волгограда».
Великая Отечественная война в истории России советского периода — событие, выявившее самые глубинные качества советского народа, выражающие его сущностные черты: высокую гражданственность, патриотизм, стойкость, воинскую доблесть, трудолюбие. Она оставила глубокий след в истории нашей страны и нашего народа. Наверное, нет ни одной семьи, где бы ни помнили и ни чтили память об этой страшной войне.
В преддверии годовщины войны нам показалось интересным вновь обратиться к страницам истории. Трагедия мирного населения и, в первую очередь детей, переживших битву, мало описана. Интерес к ней заметно возрос только в последнее время. Свидетельство тому созданная в 1991 г. Ассоциация «Дети военного Сталинграда». В архивах нашей гимназии хранятся ценнейшие интервью детей и подростков войны, которые принимали в ней непосредственное участие. За основу нашей работы мы взяли интервью Пчёлкина Ивана Николаевича (4 октября 1923 г. – 26 апреля 2007 г.), очевидца и участника войны, записанное на аудионоситель в 2005 г., которое больше других поразило своим содержанием, но долгие годы пролежало невостребованным. В данной работе на основе воспоминаний участников и детей войны мы показали, какой её увидели дети и подростки Сталинграда.
Как и для всего советского народа, война началась для сталинградцев 22 июня 1941 года. Враг находился ещё далеко, но война не давала забыть о себе. Для нашего родного Красноармейского района, который с 1934 г. входил в состав Кировского, черным днем стало 9 августа 1942 года. Уже с конца июля немецкие разведывательные самолёты стали регулярно облетать Красноармейск, 29 июля первой бомбежкой стал налет на завод судоверфь, 8 августа на железнодорожную станцию Сарепта, что нарушило железнодорожное сообщение юга города с центром. Но в воскресенье 9 августа, когда всё население, включая эвакуированных, съехалось на красноармейский рынок, в 10 часов утра немцы совершив налёт стали вероломно сбрасывать бомбы в самое скопление людей – на рынок и жилые кварталы. В результате этих бомбёжек было много погибших и раненных, среди них 73 ребенка.
Народный призыв «Все для фронта, все для победы над врагом!» объединил взрослых и детей. Дети быстро повзрослели, работали наравне с взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт. Так, 360 тысяч учащихся 8-10 классов пришли на производство во второй половине 1941 года. Нагрузка была чудовищна. Кроме основной работы, подавляющее большинство детей трудилось по мобилизации на непосильных, сверхурочных работах. Они заготавливали топливо и продовольствие для фронта и тыла, вручную разгружали многотонные составы с каменным углем, вагоны с ранеными, возводили оборонительные сооружения, дежурили в госпиталях. К январю 1942 года 195 тысяч детей и подростков трудились над сооружением оборонных рубежей. Работали в напряженной военной обстановке в дождь, метели и в сильные морозы, доходившие до 38 градусов.
Самая кровопролитная в истории нашего государства война отразилась на судьбе, как всей страны, так и каждого человека в отдельности. Она оставила неизгладимый след в сознании многих людей, стала для них важным событием личной биографии, разделив жизнь на периоды «до» и «после». И яркий тому пример 17-летний мальчишка Ваня, чьё детство и юность закончились сразу после выпускного бала… Ниже фрагмент интервью от 12 марта 2005 г., которое взял ученик 3 «А» класса гимназии № 6 Попов Демьян у своего прадедушки Пчёлкина Ивана Николаевича 1934 года рождения.
«Родом я из Калининской области (ныне – Тверская). Семья у меня была большая, 6 детей. Я – старший ребенок. В армию пришлось идти рано – еще не было 18 лет. Закончил 10 классов, 19 июня у нас был выпускной, а 22 июня война началась. А через 10 дней меня призвали в армию. Мне повезло, что в 41 году я на фронт не попал. И помогло мне только среднее образование: нас сделали 2 роты кандидаты в военное училище. Набрали курсантов. Я попал в воинское пехотное училище Саратовской обл. Проучился там 6 месяцев. А потом нас отправили на фронт. О судьбе своей семьи я узнал уже много позже. Младший мой брат умер от дизентерии в оккупации. Зина, еще одна младшая сестра была в Ленинграде няней у ребенка какого-то военного. Во время войны она с этим ребенком вернулась сюда (в Сталинград). Начала работать разведчицей. Потом работала сварщицей, а после – даже крановщицей.
Местных захватывали немцы. А когда отступали, и отца, и мать, и других родственников немцы забрали с собой под город Ржевск. Там отца забрали в концлагерь. При попытке к бегству немцы расстреляли моего отца на проволочном заграждении. А мать после этого из-за недостаточного питания заболела тифом. Так и остались еще 3 моих младших братьев и сестер. Они пошли в немецкую комендатуру. 10-летнего брата забрали в лагерь для военнопленных. А 2-х младших сестер увезли куда-то на товарном поезде. Сестру Надю отправили в Германию. Она была в лагерях до конца войны. А Нину немцы определили в какой-то приют.
Первое время, конечно, боялись, прятались, но с опытом это все прошло. Появилась храбрость, отвага. Никто не надеялся остаться в живых. Жили одним днем, одним часом.
На войне я был 2-жды ранен. Оба ранения тяжелые. В 1942 году – под Сталинградом, в совхозе Паншино. Я был рядовым солдатом, 2-м номером бронебойщиком противотанкового ружья. Немцы форсировали реку Дон. Но продвинулись на малое расстояние. Наша задача была отбросить их на противоположный берег. Ночью неожиданно со всех сторон начался огонь трассирующими пулями. Мы отползли на 100 метров назад. Стали окапываться. Немцы пускают ракету – мы ложимся на землю. Как стихает – продолжаем копать. В один из таких случаев я не успел лечь. Ракета где-то сзади ударила. Мне что-то в бок попало. Я упал. Вдохнуть могу, а выдохнуть нет. Меня оттащили назад, положили на плащ-палатку. Я потерял сознание. Однажды мне показалось, что кровь течет у меня изо рта, думаю – конец мне. Оказалось, это плащ-палатка – не пропускает влагу. Кровь из ранения просто подтекла ко рту. Потом ко мне подошел мой товарищ, перевязать меня. Посмотрел на рану и говорит: «У тебя весь бок разворотило!». На самом же деле это была просто спекшаяся кровь, просто в темноте ни чего не было видно. На рассвете ко мне подошел фельдшер. Спросил, что со мной. Он посмотрел, сказал, что вовсе там не бок, что рана у меня выше намного. Перевязал туго, и мне стало полегче. На следующий день меня отправили в Иловайск, там сделали операцию. Потом повезли в Камышин, в госпиталь. Через некоторое время – отпустили обратно. Двигаться нам приходилось в Саратов только днем, т.к. топили печь углем – чтоб не демаскировать позиции. Мне не было и 19 лет тогда.
Меня отправили в дальний тыл, как требующего длительного лечения. Направили меня в Омск. В начале декабря выписали. Какой-то капитан меня вызвал и предложил пойти в артиллерийское училище. В городе Томске я выучился 1 год в училище. Мне присвоили звание младшего лейтенанта. Я попал на 2-й Украинский фронт. А через неделю началось наше наступление под Звенигородской школой. Так я и прошел всю Украину, форсировал Днестр, прошел Молдавию»…
Только мужеством и беззаветной любовью к Родине можно объяснить тот факт, что вопреки всем законам военной науки Сталинград не сдался под натиском превосходящих сил врага и явил всем чудеса массового героизма.
Сталинградская битва по своей жестокости и героизму бойцов и тружеников тыла превзошла все сражения, которые до этого знала история и навсегда останется в памяти потомков.