Преподаватель МБУ ДО «Детская музыкальная школа г.о. Макеевка» Маркарян Е.П.
О КЛАВЕСИНЕ И КЛАВЕСИНИСТАХ
При упоминании слова «клавесин» невольно возникают ассоциации с кружевами, париками и другими предметами придворного и дворянского быта. Это не случайно, потому что в клавесинной музыке во всей полноте отразилась эстетика галантного стиля «рококо». Название стиля («рококо»в переводе с французского – раковина) определила главная особенность – обильное использование украшений. Внутренняя отделка салона, мебель, одежда были украшены орнаментом. Живописный и лепной орнамент отличался ажурностью и изяществом. Клавесин был также принадлежностью дворянского салона. Его крыловидный корпус покрывался рисунками, резьбой, инкрустациями. Характерно и то внимание, которое уделялось внешнему виду исполнителя. Вот что писал Ф. Куперен в своём труде «Искусство игры на клавесине»: «За клавесином надо сидеть непринуждённо, взгляд должен быть ни пристально сосредоточенным на каком-либо предмете, ни рассеянным; словом, надо смотреть на общество так, как будто ничем не занят». Куперен предостерегает от подчёркивания такта во время игры движением головы, корпуса или ногой. По его мнению, это неприлично. А чтобы избавиться от гримас во время игры, он рекомендует в процессе упражнения посматривать на себя в зеркало, которое предлагает ставить на пюпитр клавесина.
Клавесин, как и клавикорд – инструмент клавишно-щипковый. Струна на нём приводится в колебание пёрышком или язычком, укреплённым на особом стерженьке-толкачике. Толкачик находится у заднего конца клавиши, и при нажатии её он поднимается вверх, вследствие чего пёрышко цепляет за струну. Звук клавесина – блестящий, но мало певучий. Мастера 17-18 веков строили инструменты с двумя клавиатурами – клавиатурой Forte и клавиатурой Piano, которые располагались террасообразно одна над другой. На усовершенствованных клавесинах 18 века, как и на органе, были специальные регистры – «лютневый», «фаготовый» и др., придававшие звуку различную тембровую окраску. В России этот инструмент назывался, как и во Франции – клавесин, в Италии – чембало, в Германии – флюгель, в Англии – вёрджинал.
Возник клавесин как «сплав» органа и лютни. Влияние органного искусства – в использовании авторами клавирных сочинений органной полифонии и монументального стиля. Ни один инструмент не мог соперничать с органом в мощи и разнообразии звучания, ни один из них не был способен передавать так ярко чувство торжественности, возвышенности, величия. Этот монументальный стиль начал формироваться ещё у органистов 16 века в жанре токкаты. Из органной музыки Токката переместилась в клавирную и заняла в ней прочное место.
Иного типа – связи с лютней. В 16-17 столетиях лютня получила широкое распространение в домашнем быту. Лютневая литература состояла из небольших песенно – танцевальных пьес. Их мелодия основывалась на бытующих интонациях. Это послужило подготовительным этапом к развитию крупной инструментальной формы – сюиты. Те многочисленные песенно-танцевальные миниатюры, которые создавались лютнистами Италии, Франции, Польши и др. стран, служили образцами и для сочинений клавирных пьес. От лютневой музыки клавиристы заимствовали и своеобразный способ аппликатуры. Он заключался в том, что во время игры использовались преимущественно 2, 3, 4 и 5 пальцы. Первый палец применялся лишь при исполнении октав, аккордов. В пассажах пользовались не подкладыванием первого пальца, а перекладыванием более длинных пальцев через более короткие. При игре гаммы До мажор вверх правой рукой применяли такую аппликатуру: 3, 4, 3, 4 и т. д.; вниз – 3, 2, 3, 2 и т. д. Соответственно этому принципу использования пальцев и обозначение аппликатуры было таким же, как в лютневом или скрипичном искусстве, а именно: второй палец обозначался -1, третий – 2, четвёртый – 3, пятый – 4, первый – 0.
В истории клавирной музыки 16-17 веков важную роль сыграло несколько национальных школ. Блестящие, непревзойдённые образцы клавирной музыки дала французская школа клавесинистов. Основателем её считается Жак Шамбоньер (1602 – 1672), клавесинист и танцор при дворе. Незадолго до смерти он опубликовал свои клавесинные пьесы, пользовавшиеся популярностью до их издания. У Шамбоньера было немало учеников. Из их числа – Луи Куперен – первый известный представитель рода Куперенов. Интересно, что наиболее типичное украшение – группетто – было впервые графически обозначено Шамбоньером. Плеяда французских клавесинистов конца 17- начала 18 столетия блистала такими именами, как Франсуа Куперен, Жан-Филипп Рамо, Луи Дакен, Франсуа Дандриё.
Франсуа Куперен (1668 – 1733) был придворным клавесинистом. Среди пьес композитора много пасторалей («Жнецы», « Сборщики винограда», «Пастораль»), «женских портретов» ( «Флорентинка», «Сумрачная», «Сестра Моника», «Девушка-подросток»). Немало пьес основано на остроумных звукоподражаниях: «Будильник», «Щебетания», «Вязальщицы». В этом ряду можно вспомнить и «Кукушку» Дакена, «Дудочники» Дандриё. Орнамент в этих пьесах богат и разнообразен. Окутывая остов мелодической линии, мелизмы придают мелодии изысканность, прихотливость, «воздушность». Характерно, что именно во Франции получили распространение украшения, «обвивающие» мелодическую ноту, также трели, форшлаги, морденты.
Жан- Филипп Рамо (1683 – 1764) – представитель более позднего поколения французских клавесинистов. У Рамо меньше, чем у Куперена орнаментальной разукрашенности мелодического рисунка, большая тяга к народным, бытовым темам. Он был также музыкантом-теоретиком, сыгравшим большую роль в развитии учения о гармонии. Известное педагогическое сочинение Рамо – «Метода пальцевой механики». Отдавая дань условной тематике рококо, французские клавесинисты создают элементы жизненно-правдивого искусства. Мелодика клавесинного рококо обнаруживает связи с народным творчеством.
Дляитальянской школы была характерна большая виртуозность, идущая от скрипичной музыки. Для итальянцев не характерны ни программные заголовки, ни изящный миниатюризм купереновского типа. Своеобразнейшим явлением второй четверти 18 века было клавирное творчествоДоменико Скарлатти (1685 – 1757). Большинство своих сонат он написал в Португалии и Испании, где работал придворным клавесинистом. До нашего времени сохранилось 555 пьес для клавира. Написаны они в разных жанрах, но обозначены автором общим названием – соната. Здесь и фуга, и пастораль, менуэт, гавот, жига, токката, ария и т. д. Широко используются танцевальные жанры: сицилиана, бурре. Огромная связь с испанскими народными жанрами: хоты, фанданго, сегидильи, паваны. Отсюда склонность к синкопированию. Сборник сонат Скарлатти открывает предисловием: «Читатель, - кто бы ты ни был – дилетант или профессионал, не жди в этих композициях глубокого замысла; это лишь затейливая музыкальная шутка, цель которой – воспитать в тебе уверенность в игре на клавичембало. Не корыстные намерения и тщеславие вынудили меня опубликовать их. Быть может, они будут тебе приятны, и тогда я охотно удовлетворю новые просьбы и постараюсь угодить тебе сочинениями ещё более лёгкого и разнообразного стиля. Итак, подойди к этим произведениям, как человек, а не как критик, и ты увеличишь своё удовольствие… Будь здоров!». Связанная с итальянскими и испанскими народными истоками, музыка многих сочинений Скарлатти пронизана солнцем, радостным восприятием жизни, полна юношеского задора. В ней много светлого юмора и большой душевной теплоты. Зрелые сонаты Скарлатти более контрастны, в них возникает несколько тем, различающихся по характеру, фактуре и в тональном отношении. Многие из таких сонат – экспериментирования в подготовке сонатного allegro.
История фортепианной культуры имеет более чем пятисотлетнюю давность. И клавирная музыка отражает, как бы, детский период жизни «фортепиано». Поэтому, без неё невозможно обойтись любому исполнителю, преподавателю. Изучение произведений французских клавесинистов, пьес Скарлатти и других представителей этого периода даёт и начинающему, и зрелому пианисту очень многое: как в отношении техники, так и в понимании музыки в целом.
Использованная литература:
Т. Ливанова. История западно-европейской музыки до 1789 года
А. Алексеев. История фортепианного искусства



