Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
Сценарий дня памяти
Дети блокадного Ленинграда «Застывшая История»
Автор-составитель
Григорьева Алла Владимировна
педагог дополнительного образования
Дворца детского (юношеского)
творчества Всеволожского района
Всеволожск
2020
Цель:
воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
у обучающихся осознания исторического прошлого, сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;
воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Методы:
метод накопления материала: подборка стихотворений авторов по теме классного часа, изучение литературы по истории Великой Отечественной войны, оформление творческих работ Анализ собранного материала, подготовка наглядного материала, подготовка выставки литературы (рисунков, сочинений и т.д.)
Межпредметные связи:
«История»
«Литература»
Участники:
Ученики: с 1 по 9 классы
Оборудование: компакт-диск с песнями Петр Тодоровский «41 год», памяти Вали Смирнова, Мир без войны, фон «Седьмая симфония Шостаковича», «Пятая симфония Шостаковича».
Слайды: «Пискаревское кладбище», «Дорога жизни», «В блокадном Ленинграде», «Дневник Тани Савичевой».
Играет музыка: Петр Тодоровский «41 год»
Выходят дети (игры в летнем парке)
Начинается вой сиреныи объявление о начале войны.
Дети слушают, толпятся, занавес.
Ведущий 1: В календаре много разных памятных дат, но для любого жителя Петербурга 8 сентября — день памяти, день скорби, день начала блокады. Сегодня, через десятилетия, мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал. Мы привыкли говорить 900 дней. Но подвиг города не нуждается в преувеличениях. Запомните это число — 872 дня.
Ведущий 2.1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось.
Ведущий 1. И сегодня наше мероприятие проходит в форме «Дневника памяти», мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории.
Ведущий 1: В память о тех, кто город спасал,
Ведущий 2: В память о тех, кто его защищал,
Ведущий 1: В память о тех, кто в нем умирал,
Ведущий 2 : Но город родной фашистам не сдал…
Включаем завывание ветра
На краю сцены сидят :голод холод, война, смерть.
Монолог каждой:
Чтец: Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток. Не было топлива. Не было электричества. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» - небольшие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель, и даже книги – все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
Чтец: Но всё-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины. Хлебная карточка – это бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.
Чтец: Несмотря на все трудности, осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Люди умирали у станков. Замерзали и умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.
Чтец:Не хватало досок на гробы, не было сил, чтобы похоронить родного человека, товарища, друга. Промерзшая земля не поддавалась ни кирке, ни лому. В январе горком партии принял постановление «О производстве земляных работ. На Волконском и Пискаревском кладбище появились первые братские могилы. Общие ямы... Зима была жестокая, морозы доходили до 30 и 40 градусов, 25 января из-за нехватки топлива, торфа замерли машины последней электростанции. И в эту стужу город горел, горел от бомб и снарядов, от печек-буржуек.
Кира на стоит на середине зала:
- Я разрушаю, государства, города, судьбы. Я уничтожаю все, что так дорого человеку, все что он строил, растил с любовью. Я без предупреждения и стука врываюсь в дома и судьбы людей. Я война, я несу за собой голод, холод и смерть. Девочки становятся вместе.
Открывается занавес дети играют.
Песня: Арина и Лиза (дора дора считалка) припев малыши. На припев из-за стола выбегает Кристина
После песни замирают на месте. , вкючаем метроном
За столом в пуховый платок кутается Колесникова Кристина (на столе свеча и тарелка с сухим хлебом, старое фото) шкатулка музыкальная, стакан воды. Глядя на свечу начинает монолог:
Меня зовут Таня Савичева, я родилась 23 января 1930 г., (Переводит взгляд на участников) жили мы на 2-й линии Васильевского острова в доме 13, в моей большой и дружной семье: бабушка, мамочка, две родные сестренки, два братика, два дяди аж целых два, они были братьями моего папочки. (Все разбегаются кроме мамы и балерины (Балерина стоит у стола) (Арина тянет руки к Кристине та подбегает и они обнимаются) обнимая маму Кристина продолжает:- Пришёл 1941 год. Мне исполнилось 8 лет, я хорошо закончила 2 класс и тем Летом мы с мамой планировали съездить в гости к родственникам в Дворищи, сначала хотели поехать все вместе, но потом решили, что брат Мишенька поедет первым, а я с мамой уже после: не хотели оставлять бабушку одну в её день рождения — 22 июня. Утром я вручила бабушке подарок, а бабуля подарила мне музыкальную шкатулку, она всегда со мной, а в 12:15 …Кристина замолкает .размыкают руки с Ариной и она уходит. (идет сообщение о начале войны). И мы остались в Ленинграде…мы все остались в Ленинграде….пауза (все. Навсегда)
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, но наша семья была уверена — вместе мы продержимся, выстоим, переживем… Но мы даже не понимали, что уготовано нам судьбой.
Вслед за голодной осенью пришла суровая зима. Наша Семья помогала Красной армии, как могла: сестра Нина рыла окопы, Женя сдавала кровь для раненых, а я собирала бутылки для зажигательных смесей, моя мама шила форму для солдат, а Лёка вместе с дядей Лёшей и дядей Васей отправились записываться на фронт. Сестра, несмотря на сильное истощение, продолжала сдавать кровь для раненых и каждый день проходила семь километров до завода и обратно. … Как-то, дома, я нашла забытую Ниночкой записную книжку. Часть книжки была заполнена записями Ниночки, а вот другая — с алфавитом для телефонных номеров — оставалась нетронутой. Я очень хорошо помню тот день….пауза Кристина подходит к шкатулке и открывает ее (начинает играть музыка из шкатулки)…(Кристина громко! ) 28 декабря появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.00 часов утра 1941 г.»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня. 1942 г.»
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.»
«Дядя Вася умер в 13 апреля 2 часа ночь. 1942 г.»
«Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942»
«Мама умерла 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли»
«Умерли все»
«Осталась одна Таня» Кристина с восхищением смотрит на свою шкатулку. Аля танцует. Потом замирает. Я была эвакуирована с детским домом в Горьковскую область. 140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный Бор. Встречать нас вышли все красноборцы. Несли нам, кто что мог: пяток яиц, тарелку творога, теплую одежду. А мы были такие изможденные, больные. В первый раз в баню многих моих друзей несли на одеялах, они просто не могли ходить.
Моя воспитательница Анастасия Карпова писала моему брату Мише: "Таня сейчас жива, но здоровье, кажется, не из блестящих. У нее не так давно был наш фельдшер. Говорит, очень плохо. Ей нужен покой, особый уход, питание, климат и, наконец, нежная материнская ласка".
Потом меня отвезли в дом инвалидов, сказали мне там будет лучше, мне там помогут. Но моя страшная болезнь уже была неизлечимой. У меня тряслись руки и ноги, мучили страшные головные боли.
24 мая меня перевезли в Шатковскую районную больницу, где 1 июля 1944 года я умерла, я не дожила до Победы, я так и не узнала, что мои сестренка Ниночка и братик Мишенька живы, что я не осталась одна. (Задувает свечу и уходит) в этот моментМузыка шкатулки Танцует аля. Полный танец.
Ведущий 1: Ребята, священное место для каждого Ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Там похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил… Горит вечный огонь….
Ведущий 2 : Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим…
Танец лав данс (прогулка)
Автоматная очередь дети падают и накрываются тканью, потом все стихает
поет Арина в тишине (питерские сироты)встает и ходит между накрытыми детьми, дети сидят под тканью на коленях
включаем Метроном. минута молчания
занавес!
Выходит Дик Кристинау пианино и Лиза Ильина (стих+ музыка)
Все это называется – блокада.
И детский плач в разломанном гнезде...
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь родина согреет их везде.
Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой. Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок.
И в свисте пуль, и в завыванье бомбы
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Бомбоубежищ катакомбы
Не детям бы запоминать навек.
Они вернутся в дом. Их страх не нужен.
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.
Ведущий 1. Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.
Ведущий 2. За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – блокада.
Его застывшая слеза
В промёрзшем сумраке квартиры -
Та боль, что высказать нельзя
В последний миг прощанья с миром…
(открываем занавес)
На сцене уже все дети стоят красиво
Включаем Песня «дети войны»( все из хора с тряпичными куколками)
После песни Выключается свет полностью далее Сценка: тусклый свет зала. На сцене
Катя, Лиза, Настя, Кира(со свечами)
Катя:
Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…
Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…
Лиза:
А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.
Настя:
И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:
Кира:
Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…
Катя:
Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.
Кира:
Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела оркестр –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..
Включаем авиаудары 15-20 секунд
Ведущие выходят на середину зала и читают
каждый свой текст (за спиной готовятся дети)
Ведущий 1: Эффективность немецких бомбардировок самого Ленинграда оказалась невысокой. Гораздо большую опасность представляли снаряды сверхмощных пушек. На стенах ленинградских домов появились надписи: «Граждане, при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Ведущий 2: Немцы не обстреливали высотные здания и шпили северной столицы, поскольку те служили им хорошими ориентирами для артиллерии. Вся ее мощь обрушивалась на мосты, жилые районы и предприятия города.
На сцене Александр Сергеевич сидит с гитарой на стуле дети прячутся у него за спиной: выходят по одномурассказывают каждый свою историю и потом обратно возвращаются
Чтец: В августе 1941 года, когда мама рыла окопы, я находилась с детским садиком в районе Гатчины. Немцы приближались с каждым днем, многие родители разобрали своих детей, но некоторые мамы смогли приехать в последний день, когда вокруг уже полыхали пожары. Матери, схватив детишек, брошенных, плачущих, ничего не понимающих, под грохот снарядов, побежали на вокзал, успели взобраться на открытую платформу товарного поезда. Одни прижимали к себе детей, другие поднимали их вверх, к небу, чтобы показать немецким летчикам, какой груз находится на платформе. Самолеты на бреющем полете пролетали над поездом. Крики, плач, грохот поезда прерывались стрельбой по живым мишеням. Потом наступила темнота и тишина. Мама изо всех сил прижала меня к себе, закрыла голову, уши с одной мыслью: если убьют, то сразу двоих. Когда мы попадали под бомбежку и обстрелы, она всегда крепко прижимала меня к своему сердцу с этой мыслью.
Чтец: Бомбежка зимой 1942 года мне представлялась совсем не страшной, потому что мама шептала: «Не бойся, сынок, это наши русские самолеты». Я радовался и не понимал, почему мама быстро бежит зигзагами и не смотрит в праздничное небо, которое было переполосовано прожекторами, пытавшимися поймать немецкие самолеты. Стреляли зенитки, слышались разрывы бомб, но я не боялся, даже хотел помахать рукой «нашим». Вдруг, мы упали: грохнуло совсем рядом. Мне было холодно лежать в снегу, пока мама не поднялась. Она ощупала меня, еще крепче прижала и, хромая, рывками понесла меня домой. Немцы часто бомбили наш район, где были военные аэродромы и находился завод «Красный Октябрь», выпускавший моторы для самолетов. С крыши одного из трех корпусов, в одном из которых мы жили, какой-то мерзавец пускал зеленые ракеты и светил фонариком, указывая цель для бомб.
Варя Чтец:
И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
" Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..."
"Будет мир. Вам не снится мир?"
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.
Ира+Оля выходят за руку-Оля обращается к Ире -: Сестра А помнишь? однажды бомбежку мы пережили на 9-й Советской вместе с нашей бабушкой. Некоторое время мы жили с ней.
Ира-: Бомбоубежище нам нравились – там было тихо. Мы уже давно привыкли слышать из черной тарелки воющий сигнал и слова о воздушной тревоге. Мы даже иногда просили бабушку идти в подвал без приглашения.
Оля-: Но однажды бомбоубежище оказалось закрытым. Жильцы стояли в подъезде, ругали исчезнувшего дворника с ключами. И вдруг фашисты бросили во двор бомбу это было так неожиданно, что мы с сестренкой закричали, но крика своего мы не слышали, бомба разорвалась прямо у нас на глазах, красное пламя освещало нас, сбившихся в плотную кучу.
Ира радостно:- Вскоре мама увезла нас домой. Взрывы бомб выработали у нас условный рефлекс, заставлявший несколько послевоенных лет при звуке грома вздрагивать как при внезапной бомбежке.
Ведущий 2: Тихим и хмурым утром 14 января жители города были ошеломлены мощным гулом, доносившимся с юго-запада. В это время на позиции фашистов обрушились артиллерийские залпы 14 тысяч стволов. В воздух поднялись больше 1200 самолетов. Части второй ударной армии, взламывали вражескую оборону.
Звучит голос Левитана о прорыве блокады
Выходят танцевальный коллектив под это обьявление
(танец «кукушка»)
Ведущий 1: Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 872 долгих дня. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Ведущий 2: Прошло 74 года. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов блокадного Ленинграда, давайте научимся ценить и любить то чего были лишены наши сверстники, низкий тем, кто подарил нам Мир без войны.
Финальная песня.
Выходят на сцену все участники
Перед сценой начальные классы с белыми шариками
Мир без войны.
Литература:
Мухина Л. «...Сохрани мою печальную историю...»: блокадный дневник Лены Мухиной / [отв. ред. В. М. Ковальчук ; вступ. ст. С. В. Ярова; подгот. к публ. и коммент.: В. М. Ковальчук и др.; Рос. акад. наук, С.-Петерб. ин-т истории]. -Санкт-Петербург: Азбука, 2011. -361, [2] с., [8] л. ил.
НикольскийА. С. Ленинградский альбом: рисунки, гравюры, проекты военных лет / А. С. Никольский ; сост. О. Н. Смелков. -Ленинград : Искусство, 1984. -252 с.: ил.24.
Подвиг Ленинграда 1941-1944 : документально-художественный сборник. -Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1960. -620 с.: ил.
Селиванов В.Н. Стояли как солдаты.Блокада. Дети. Ленинград/ В.Н.Селиванов.-Спб.: ЭГО, 2002.-222с.: ил., фото.
Шестинский О.Н. Голоса из блокады: Рассказы/ О.Н.Шестинский; Худож. В.Медведев.-М.: Сов. писатель, 1989.-366с.: ил.
Ссылки:
https://www.miloserdie.ru/special/blokada/
https://kolybanov.livejournal.com/21140073.html
https://picturehistory.livejournal.com/1178178.html
https://yarodom.livejournal.com/897447.html