УДК 378.02DOIXXX
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ
ХХХХХХХХХХХХ 1
1Название учебного заведения, Воронеж, Россия
1Должность
тел.: ХХХХХХХХХХ,e-mail: ххххххххххххххх
Аннотация:В статье речь идетоб идеологическом значении возрождения казачьей танцевальной традиции. Это значение определяется тем, что бытованиеэтого уникального национально-культурного феномена сопровождается раскрытием духовного измерения, переживаниями солидарности и братства, развитием позитивного отношения к миру и жизнерадостности. В круг этих культивируемых феноменом казачьего танца позитивных факторов неизбежно включается и развитие чувства причастности к родной земле, к своим землякам и соотечественникам в исторической преемственности между предками и нынешним поколением, что вкупе и составляет чувство патриотизма, выступающего ключевым мотивом казачьего отношения к жизни и миру.
Ключевые слова: казачья танцевальная традиция, фактор, элемент, «кавказский» стиль, «общерусский» стиль, .
Для цитирования:Хххххххх Х. Идеологическое значение возрождения казачьей танцевальной традиции // № Х. С. Х–ХХ. DOI: ххх
Казачья танцевальная традиция в репертуаре народных ансамблей танца в XX-XXI веках как форма духовного просвещения с историей и культурными традициями казачества посильно участвуют в поддержании национально-культурного многообразия России. Отрадно, что произошедшие в современной России позитивные перемены позволили открыто говорить о народных вековечных традициях, среди которых особое место принадлежит казачьей культуре. Начавшееся более тридцати лет назад фундаментальное обновление нашей страны на путях деструкции прежней советской системы делалось с оглядкой на успехи западной цивилизации, которая, несмотря на секуляризацию и девальвацию религиозных авторитетов, продемонстрировала на протяжении XX-го века чрезвычайный социально-экономический прогресс. Предыдущая элита России наивно рассчитывала на то, что непосредственный перенос некритически воспринятых институтов современного Запада (рынок, демократия, моральный релятивизм) позволит воспроизвести в России уровень западного благополучия. Но по мере поспешного, насильственного, а порой и откровенно антинародного внедрения этих институтов на почву русского мира приходило отрезвляющее осознание то, что гуманистические постулаты западного мира носят декларативный и декоративный характер, а хваленое «райское» процветание Запада куплено неоправданно чрезмерной ценой обмана, насилия, ограбления человеческих и природных ресурсов Востока. Поэтому параллельно с этими негативными процессами усиливалась положительная тенденция понимания того, что единственной гарантией планомерного и стабильного развития России является опора на свою тысячелетнюю цивилизационную парадигму, сердцевиной которой является православие. К нему в т.ч. относится несущая высокий духовный потенциал художественная символика (литература, музыка, хореография и др.), содержащая принцип единства вселенной, земли и человека [3, с. 191].
Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей, является восстановление исторической памяти народа, христианской веры, с нею связанных ценностей, идеалов, духовно-нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании подрастающего поколения. Казачья культура имеет важный воспитательный и нравственный потенциал. Этнокультурные основания казачьей самобытности в контексте российской культуры определяется специфическим национально-культурным феноменом, который не имеет прецедентов в других государствах. И вместе с тем современная казачья культура с большей ответственностью осознает миссию продолжателей традиции казачества. Избрав своим основным поприщем защиту Родины, казачество максимально сплотило в своём уникальном мировоззрении и строе души воинственность и религиозность. С самого начала возвышенность воинской службу делала и войну, и неизбежность гибели на поле брани носителями сакральности. Казачья культура отношения к войне и гибели на ней стала одним из эмблем перекрещивания из язычества, где бессмертие вплетено в круговорот наличной природы, в христианство, где бессмертие имеет личный характер. Истовая православность казачества выразилась в особой жертвенности и верности, без которых его представители никогда не устояли бы против своих многочисленных врагов. Христианское учение о личном бессмертии души, о повиновении высшим властям не за страх, а за совесть, об отдаче жизни «за други своя» во многом определило высокие качества боевого духа русского казачества - рыцарственного, бесстрашного, великодушного [2].
Ключевым концептуальным принципом воспроизводства казачьего фольклорного капитала является осуществление культурно-досуговых технологий, что содержат естественные практики повседневности и быта. Содержание духовно-нравственного воспитания должно иметь этническую направленность, и тем самым наполняться не только присутствием специальных народно-культурных компонентов жизни казаков – песен, танцев, кухни, гардероба, бытовой утвари. Казачий фольклор формируется, функционирует и развивается как открытая система, призванная удовлетворять насущные социокультурные и образовательные интересы людей разных возрастов. В казачьей фольклорной плоскости находится все существующие уровни российской культуры. В учреждениях культурно-досуговой сферы общей основой является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. При этом вертикаль национальной культуры в своей исторической линейности оказывается сферой адаптации казачьего субэтноса к горизонту природно-географического бытия, что, приспосабливая к себе человека, и само оказывается объектом приспособления к потребностям человека. Составляя существо природосоразмерности условий человеческой экзистенции, природно-ландшафтный горизонт определяет иерархию культурно-исторических ценностей. И он же формирует природную глубину народной души, нацеливая потомков на сохранение природного наследия, охрану окружающей среды. Приобщение к фольклорному наследию казаков представляет освоение национально-культурных и социально-исторических ценностей, выражающих душу, ментальную специфику, самобытность народа и его образа мира, а также верования, идейные установки и цивилизационные успехи других народов, умения и навыки их использования в процессе жизнедеятельности. Знакомство с фольклорным наследием казачества – планомерный процесс усвоения истории и уклада народов, находящихся в основе формирования народного самосознания и вырабатывающий толерантное отношение к другим этносам и их культурам [2].
В итоге освоение фольклорного наследия народов мира планомерно осуществляет создание социально-культурной системы представлений, среди функций которой значимой является и задача этнокультурного воспитания в деле формирования идентичности россиянина. А значит,актуализация этнокультурных традиций выступает существенным элементом интегральной совокупности образовательной деятельности и базируется на фундаменте основных принципов культурной политики РФ, заложенных в Конституции нашей страны. И в целом российское законодательство стоит на страже культурных ценностей интересы каждого гражданина, народа, малой народности или религиозного сообщества, включая интересы автохтонных этносов, не обладающих полной государственной субъектностью и всех сообществ [4].
Культивирование традиций казачьего начала выражает цель возвращения долгов несправедливо и скоропалительно отринутому прошлому и предкам, благодаря которым во многом было достигнуто нынешнее процветание и величие страны. Содержанием казачьей самобытности выступает воспроизводство набора базовых национальных ценностей. Среди них – патриотизм, беззаветная преданность Родине, чувство долга, верность славным традициям русского воинства. Репрезентация казачьей самобытности, генерируя духовно-творческую атмосферу, содействует возникновению и развитию высоких духовных эмоций, сопряженных с переживанием причастности к Родине, народу и армии, уважения к государству, ощущения причастности к русской земле и народу [1, с. 8].
Таким образом, специфика казачьей культуры, наполненная формой и содержанием прошлого, вызывает сильные эмоциональные переживания, способствует пробуждению и закреплению чувства любви к родине. Однако при всем при этом не на последнем месте в репрезентации казачьей самобытности занимает художественное творчество и культурно-просветительские мероприятия, включая такое средство как танцевальные выступления и хоровое пение. Последний аспект значим ввиду значимости возрождения национально-духовных и культурно-исторических традиций, увы, повергшихся в ХХ-м веке значительной утрате. Благодаря этому происходит формирование сбалансированного алгоритма национально-идейной парадигмы, который, компетентно интегрируя сложившиеся за века устои и обычаи в обновленной модели культурной политики государства, достигал бы в их синтезе синергетического эффекта гармонизации социальной жизни на путях духовно-нравственного и социально-экономического прогресса. В полной мере этой задаче соответствует идущий по всей стране опыт возрождения казачьих танцевально-песенных коллективов, являющих в своих концертах и выступлениях сочетание высоко-духовной развлекательности и нравственное воспитание лучшими образцами казачьей культуры.
Литература
Васильев И.Ю. Российское казачество: место в истории. / И.Ю. Васильев. // Национальные приоритеты России, 2019, №2 (33). С. 6-12.
Горбатов С.В. Многообразие и характерные особенности сценической танцевальной культуры российского казачества. / С.В. Горбатов. // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, 2020, №3 (68). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoobrazie-i-harakternye-osobennosti-stsenicheskoy-tantsevalnoy-kultury-rossiyskogo-kazachestva (Дата обращения: 27.01.2022).
Ерохин И.Ю. Парадоксы истории развития казачества. / И.Ю. Ерохина. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013, №12. С. 109-110. Соколова А.Н. Казачий танец как культурный феномен. / А.Н. Соколова. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2018, № 4. С. 191–196.
Палилей А.В., Бочкарёва Н.И. Народные праздники, обычаи и обряды казаков как источник поиска новых выразительных средств в постановочной деятельности балетмейстеров любительских коллективов. / А.В. Палилей, Н.И. Бочкарева. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. №43. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-prazdniki-obychai-i-obryady-kazakov-kak-istochnik-poiska-novyh-vyrazitelnyh-sredstv-v-postanovochnoy-deyatelnosti (Дата обращения: 27.01.2022).
Поступилавредакцию
Подписанавпечать
IDEOLOGICAL VALUE OF THE RENAISSANCE OF THE COSSACK DANCING TRADITION
(NAME OF THE AUTHOR)
The educational institution name
Post of the author
ph.:ХХХХХХХХ, e-mail: ХХХХХХХХ
The summary: In article it is a question of ideological value of revival of the Cossack dancing tradition. This value is defined by that employment and perception of this unique national-cultural phenomenon is accompanied by disclosing of spiritual measurement, solidarity and brotherhood experiences, development of the positive relation to the world and cheerfulness. The circle of these cultivated by a phenomenon of the Cossack dance of positive factors inevitably joins also development of feeling of participation in the native earth, to the fellow countrymen and compatriots in historical continuity between ancestors and present generation, that together and makes feeling of the patriotism acting as key motive of the Cossack relation by a life and the world.