Психологические основы детской ролевой игры
Педагоги дошкольных учреждений бьют тревогу: дети не умеют или не хотят играть! Что случилось с нашими малышами? Почему дети-дошкольники не играют? Не играют вообще или их сюжетно-ролевые игры бедны содержанием, непродолжительны и не вызывают всеобщего интереса?
А как смотрят на детскую игру родители мальчиков и девочек — дошкольников? Как они считают, нужно ли детям как можно больше играть или лучше заняться чем-нибудь «более полезным»? Например, побыстрее сесть за письменный стол, научиться «общаться» с компьютером, начать читать серьёзные книжки, чтобы самим отвечать на свои же бесконечные «почему»? Играют ли сегодня родители со своими маленькими детьми? Создают ли условия для того, чтобы дети сами играли?
На эти вопросы педагоги пытались найти ответы у самих родителей, проводя опросы. У родителей детей дошкольного возраста спрашивали: «Играете ли вы со своим ребёнком или считаете, что он в этом не нуждается, что этого не нужно делать?» (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова). И получили исчерпывающую информацию: «Она в детском саду играет и во дворе с детьми. Но надо же полезными вещами заниматься. Что это такое — сидит, например, на кухне, разговаривает с бутылочками, как с живыми, читает им книжки и кормит их из ложечки. Ерунда какая-то. А вот учиться читать не хочет», — говорит папа четырёхлетней девочки. А вот папа шестилетнего мальчика отвечает так: «Играть? Это что же, ползать с ним по полу, стрелять и притворяться убитым или раненым? Я же не ребёнок. Я могу почитать ему или поговорить о чём-то». А мама пятилетней девочки сетует на то, что она не умеет играть с дочкой: «Да я и понимаю, что, наверное, нужно не только читать ей книжки, но и играть. Но я часто не понимаю, чего она хочет…».
Конечно, педагоги, профессионально занимающиеся воспитанием детей и хорошо знающие детскую психологию, имеют совершенно иную точку зрения. И им приходится занимать просвещением и родителей.
Любой взрослый прекрасно знает, что игра — это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Что только (или прежде всего) в игре ребёнок может развиваться. Но что происходит с сюжетно-ролевой игрой как самой необходимой деятельностью для малышей? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно заглянуть в самое «сердце» игры — в её предопределённость возрастом ребёнка, понять природу ролевой игры и психологическую сущность этой ведущей детской деятельности.
Сюжетная ролевая игра возникает на грани раннего детства и дошкольного периода. Почему же это происходит именно в данное время?
На втором году жизни ребёнка его деятельность не отделяется от деятельности воспитывающих его взрослых людей. Взрослые кормят ребёнка, одевают его, водят за руку в нужном направлении, укладывают спать и читают сказки на ночь, учат пользоваться по назначению предметами окружающего мира. Ребёнок может овладевать определёнными действиями только вместе с мамой, папой, бабушкой, воспитателем, которые учат его пользоваться бытовыми предметами и игрушками. Всё делается совместно со взрослыми и с их помощью. В этом возрасте развитие ребёнка во всех отношениях зависит от взрослого, который в большей степени определяет направление и содержание этого развития. Родители, воспитатели берут на себя роль ведущего в этом процессе.
На третьем году жизни, по мере того как малыш постепенно овладевает умением использовать предметы, действовать с ними, а также в связи с предъявляемыми к нему требованиями всё большей самостоятельности, действия ребёнка начинают отделяться от действий взрослого, и развивается самостоятельная деятельность. Эта нарастающая тенденция выражается в хорошо знакомых всем словах «Я сам». Ребёнок постепенно берёт на себя роль ведущего в своём развитии, проявляет самостоятельность во всём. Эта его самостоятельность даже порой взрослым кажется чрезмерной, а сам ребёнок — строптивым, капризным, непослушным. Кризис трёх лет — время формирования собственного «Я» малыша и его самостоятельности во всём.
Бурное развитие самостоятельной деятельности приводит к некоторой эмансипации ребёнка от взрослого, и между ними возникают совершенно новые отношения и новый тип деятельности. Дети начинают понимать роль взрослых, их действия и отношения с другими людьми, продолжают активно стремиться к совместной жизнедеятельности со взрослыми (родителями, педагогами).
Противоречие (как движущая сила психического развития) между потребностью в самостоятельной деятельности, стремлением к независимости от взрослых — с одной стороны, и большим желанием общей со взрослыми жизнедеятельности (действий с предметами, поведения, поступков и др.) — с другой разрешается в возникновении ролевой игры. Эта игра и применение в ней игрушек (специфических заменителей реальных предметов) позволяет выполнять практически те же действия, что и взрослые, но в то же время доступные для ребёнка.
Мальчик едет на машине, но он не на настоящей дороге, которая опасна для него и для окружающих… Девочка утюжит одежду, но не настоящим утюгом, таящим в себе опасности… Дети управляют железнодорожным транспортом, занимаются пересылкой почтовых переводов, строят дома, управляют морскими и космическими кораблями…
В дошкольном возрасте главным является, прежде всего, отношение ребёнка к роли, которая содержит в себе определённые правила поведения, которые он и стремится выполнять, и подчиняется в процессе всей игровой деятельности.
Специальные экспериментальные исследования показывают, что роли можно сделать привлекательными и, наоборот, непривлекательными для детей. Роль становится непривлекательной, если в ней нет достаточно содержательных действий, если она не связана с другими ролями. И наоборот, роль будет привлекать ребёнка, если она насыщена действием и тесно связана с ролевым содержанием других участников игры.
Формировать желание детей играть в ролевые игры и управлять этими желаниями возможно через внесение тех сюжетов, которые обладают наибольшим воспитательным воздействием. Но сюжет — это не просто название игры (железная дорога, самолёт, магазин и др.). Игры на один и тот же сюжет могут иметь совершенно разное внутреннее содержание. Например, игра в «маму» может выделять её заботу о детях и муже, а может акцентировать внимание на конфликтах в отношениях с членами семьи и т.д.
«Внося в роль, разыгрываемую ребёнком, те элементы деятельности, которые характеризуют отношение человека к человеку и человека к вещам, мы тем самым вносим моменты, особенно важные для воспитания, обращаем внимание детей на те стороны действительности, которые сами по себе недостаточно выделены» (Д.Б. Эльконин). По мнению Д.Б. Эльконина, при выборе сюжета для игры педагог должен стремиться стимулировать игры, которые дают возможность развивать содержание, позволяющее правильно воспитывать ребёнка, формировать его ценности и мировоззрение.
Так как роль и правило, заключённые в игре, являются центральными моментами игровой деятельности дошкольников (через них реализуется детская личность и развивается её сознание), то эта деятельность предполагает непосредственное руководство со стороны взрослых (родителей и педагогов). В руководстве игрой педагог должен стремиться насыщать роли действиями, характеризующими отношение человека (роль которого выполняет ребёнок) к другим людям и вещам. И правила поведения в этом случае максимально следует связывать с ролевым содержанием.
В руководстве игрой педагогу нужно обращать внимание на то, чтобы дети брали на себя различные роли. Например, ребёнка, привыкшего выполнять только главные роли, следует ориентировать и привлекать к более простым и малозначительным.
А может быть, всё-таки, игра — это «пережиток прошлого» и сегодняшним девочкам и мальчикам этот вид деятельности уже ни к чему? Можно сразу сесть за компьютер и освоить все премудрости современного бытия?
Да, технический прогресс шагнул далеко и продолжает двигаться семимильными шагами. Компьютер как величайшее достижение очень здорово помогает человеку в жизни. Но может ли он заменить ребёнку ролевую игру со сверстниками? Это тоже серьёзный вопрос, на который мы можем попытаться найти ответ, если попробуем совершить небольшой экскурс в историю развития цивилизации.
Всегда ли была игра и игрушка у маленького человека, жившего сотни и тысячи лет назад? Историки свидетельствуют о том, что не всегда. Её появление в человеческом обществе связано с изменением жизни самого общества и положения в нём ребёнка.
Ребёнок на самых ранних этапах развития цивилизации активно включался в производительный труд взрослых. Он мог успешно справляться с доступными ему формами труда: собирать плоды и коренья, палкой, расщеплённой из ствола бамбука, носить дрова, мыть посуду из скорлупы кокоса, рыхлить землю и др. Дети мало играли. Мальчики обычно метали палки наподобие копий или стреляли из лука. Как только они начинали делать небольшие успехи, то спешили применить их в практической жизни. А девочки очень рано начинали заниматься хозяйством и становились помощницами своих матерей. Целью воспитания было как можно скорее ввести ребёнка в круг тех навыков и обязанностей, из которых складывался обиход взрослых.
В процессе продолжающегося усложнения труда и его перераспределения происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Сложные формы трудовой деятельности становились для них недоступными и могли находить своё трансформированное отражение только в детской ролевой игре. Усложнение орудий труда и трудовых действий неизбежно приводило к тому, что включение детей в производительный труд взрослых отодвигалось во времени, и детство удлинялось.
Причины, вызывающие ролевую игру к жизни, имеют социальную природу. Игра возникает не потому, что развиваются инстинкты, а потому, что ребёнок развивается как член общества, хотя ещё маленький, неравноправный, но всё же член общества. А сутью ролевой игры можно считать не только освоение действий взрослой жизни, а, в первую очередь, социальных отношений — отношений между субъектами трудовой деятельности (людьми).
В сюжетно-ролевых играх дети дошкольного возраста получают не только социальный опыт и возможность адаптироваться в общественных отношениях, но активно развиваются как психически, так и личностно. И, прежде всего, игра способствует развитию мотивационно-потребностной сферы ребёнка.
Проблема мотивов и потребностей является центральной для любого человека. Потребности определяют всю его жизнедеятельность, а их формирование, в некотором смысле, опосредовано детским возрастом (начинается в дошкольном периоде) и, конечно, игровой деятельностью.
Ребёнок, наблюдая за взрослым, хочет действовать как взрослый. Именно под влиянием этого очень большого желания, сначала при помощи родителей или воспитателей, ребёнок начинает действовать, как будто он взрослый.
Одновременно в игре происходит осознание ребёнком того, что он всё-таки ещё ребёнок, и отсюда возникает ещё один очень важный мотив — стремление стать взрослым и реально осуществлять его функции. Кроме того, к концу дошкольного возраста у ребёнка должны возникать новые мотивы — желание поступить в школу и начать осуществлять серьёзную общественно значимую и оцениваемую деятельность.
Это путь к взрослению, подчёркивает Л.И. Божович. К сожалению, сегодня формирование этих мотивов требует отдельного профессионального разговора педагогов и родителей, но, несомненно, причина низкой мотивации к школьной деятельности у современного дошкольника может быть связана и с проблемами ролевой игры.
Для маленького ребёнка, в силу его возрастных психических особенностей, характерен так называемый «познавательный эгоцентризм» (Ж. Пиаже). Это своеобразная невысокая стадия развития мыслительных функций, при которой ребёнок не может стать на позицию другого человека и признать существующие другие точки зрения на вещи и явления, т.е. в его мышлении господствует только его непосредственная позиция. Экспериментальное изучение игровой деятельности показало, что ролевая игра приводит к изменению позиции ребёнка — со своей специфически детской на новую позицию взрослого человека.
Ведь принятие роли в игре и связанное с этим изменение значений вещей, вовлекаемых в игру, представляет собой постоянную смену одной позиции на другую. В игре происходит как познавательная, так и эмоциональная «децентрация» ребёнка, чрезвычайно необходимая для его интеллектуального развития.
Ребёнок в игре, беря на себя роль по сюжету, одновременно является как исполнителем этой роли, так и контролёром своего поведения. Эта ситуация позволяет формироваться произвольности поведения и другим функциям ребёнка, развитию его рефлексивного мышления. Функция контроля ещё очень слаба и часто требует поддержки со стороны участников игры, но, бесспорно, в игре эта функция зарождается. Именно поэтому игру можно считать «школой произвольного поведения» (Д.Б. Эльконин), школой формирования волевых усилий и саморегуляции.
Кроме всего прочего, игра способствует формированию адекватных взаимоотношений в детской группе и развитию коммуникативных способностей, самостоятельности и положительному отношению к человеческой деятельности и труду. Игра помогает порой разрешить и сложные вопросы психокоррекционного характера и тех личностных проблем, которые могут проявляться и закрепляться уже в дошкольном возрасте. И, конечно же, способствует развитию детского воображения, образного мышления, формированию творческого потенциала и креативных способностей. Игра формирует ребёнка как личность. Принимая на себя роль, ребёнок сопереживает, проникается чувствами и ценностями реальных и вымышленных героев.
Свободная сюжетная ролевая игра — самая привлекательная для дошкольников деятельность. В такой игре ребёнок испытывает субъективное ощущение собственной свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Сюжетная игра не требует от него реального результата (как в других продуктивных видах деятельности), в ней важнейшим является сам процесс деятельности. Эти возможности ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.
Конечно, дети любят играть. И не только дети. Взрослые к играм тоже не остаются равнодушными, будь то увлекательные компьютерные, веселые подвижные во время отдыха и прогулок, интеллектуальные с разгадыванием ребусов и кроссвордов или специальные военизированные игры для взрослых типа «страйкбол». Даже обучение у взрослых (а не только у детей) проходит легче и результативнее, если они активно включаются в общение с преподавателями в интерактивном игровом режиме.
Сегодня распространена специальная игровая терапия, в которой применяются развёрнутые формы деятельности для коррекции различных отклонений в поведении (агрессивности, замкнутости, сниженной адаптивности и др.) и даже для лечения различных заболеваний.
И снова к вопросу: так играть или не играть? Конечно, играть. И детям, и взрослым. Но у взрослых есть и основная ведущая деятельность — трудовая. А вот детям остаётся только играть, играть, играть… Чем больше, тем лучше. Тогда сложные процессы адаптации ребёнка в наш сложный взрослый мир пройдут эффективно, легко, без лишних стрессов.
Игра для ребёнка — это не что иное, как особая форма его жизни, в которой осуществляется его связь с окружающей действительностью. Но если дети плохо играют, то скорее всего причины этого кроются в их неправильном воспитании в раннем возрасте, связанном с невозможностью ребёнка самостоятельно действовать (гиперопека со стороны взрослых, чрезмерный внешний контроль и др.). Наблюдения также подтверждают, что другой причиной является отсутствие у них информации о деятельности взрослых и, что наиболее важно, их отношениях друг с другом. Часто эти причины взаимосвязаны.
Как научить играть ребёнка дома или в дошкольном учреждении? К сожалению, на практике часто возникает самое худшее, что сможет в этом случае произойти — педагоги начинают «проводить» с детьми игру так же, как проводят занятие. Они регламентируют деятельность детей, распределяют роли, предписывают действия, оценивают поступки детей по выполняемым ими правилам игры и т.д. И здесь воспитателю достаточно только сказать: «Дети, сегодня будем играть в стройку», как дети привычно и слаженно включаются в… игру. Но, к сожалению, это не игра, а лишь подобие игровой деятельности, часто заорганизованной.
Для того чтобы осуществить адекватное педагогическое руководство (воздействие) по отношению к сюжетной ролевой игре детей, необходимо хорошо разбираться в её специфике. Очень важно и необходимо взрослым уметь играть с детьми. И это одно из самых важных условий организации ролевой игры в дошкольном учреждении.
Роль воспитателя для развития детской игры важна на протяжении всего дошкольного детства, но функции взрослого постепенно меняются. Чем старше становятся дети, тем сложнее организация игры. Взаимодействие воспитателя с детьми приводит к формированию новых более сложных игровых умений и развитию творчества (Н.Я. Михайленко).
Педагогическая практика подтверждает, что, начиная с раннего возраста, можно приучать детей продуктивно вступать в игровое взаимодействие друг с другом на доступном им уровне. Помогает этому умение пояснять один одному игровые замыслы и согласовывать их в процессе. Это также способствует развитию адекватной коммуникации на всю дальнейшую жизнь.
Если ребёнок воспитывается в разновозрастной группе или играет постоянно с детьми разного возраста на детской площадке, то процесс «втягивания» его в ролевую игру проходит более естественно при помощи детей старших возрастов. Если таких условий нет, то в качестве партнёра он обязательно выберет себе взрослого. И папе, и маме настойчиво скажет: «Давай поиграем…»
В педагогическом процессе важно различать два тесно связанных направления деятельности воспитателя: совместную игру педагога с детьми, в которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования уже имеющихся игровых навыков. Чем старше становятся дети, тем больше изменяется сама форма взаимодействия взрослого с ребёнком.
Вот такая эта простая (для детей) и в то же время необыкновенно сложная (для педагогов и родителей) игра. Об этом написано много умных книг и пособий. Наш небольшой экскурс в психологические основы детской ролевой игры можно завершить словами выдающего учёного-исследователя Д.Б. Эльконина, посвятившего большую часть своей жизни экспериментальному изучению психологии детской игры. Он делает вывод о том, что «методика руководства детской творческой игрой — дело сложное, которое требует большого педагогического такта. Совершенствованию этой методики должно помочь ясное представление о психологической природе игры, о ведущем её значении в развитии детской личности», и оставляет нам (педагогам) в наследство для глубокого и тщательного рассмотрения свой неоценимый труд — монографию «Психология игры».
8