Максютина Наталья Ивановна
преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано
МБОУ ДО ДШИ №1 г. Альметьевск,
республика Татарстан
Реферат на тему
«Основные принципы педагогики Генриха Нейгауза»
05.10.2022
Содержание:
Пояснительная записка
Художественный образ – основа музыкальной идеи композитора
Принципы обучения
Ритм
Чтение с листа
Звук
Форма
Полифония
Техника
Аппликатура
Педализация
Штрихи
Заключение
Список используемой литературы
Пояснительная записка
Г.Г. Нейгауз – Один из крупнейших музыкантов-педагогов XX века, создатель высокопрофессиональной исполнительской школы с блестящими результатами ее выпускников (С. Рихтер, Э. Гилельс, Я. Зак и др.), автор многих трудов по вопросам фортепианной педагогики.
Интерес к педагогической деятельности Г.Г. Нейгауза вызван потребностью изучения ценных принципов российской фортепианной исполнительской школы с целью совершенствования системы дополнительного образования.
В течение всей своей жизни Г. Нейгауз записывал свои идеи и выводы, взгляды, мысли в области педагогической и исполнительской деятельности, его отношение к искусству, которые воплотились в книге «Об искусстве фортепианной игры».
Художественный образ – основа музыкальной идеи композитора
Основным принципом фортепианной педагогики Генриха Нейгауза является максимальное раскрытие художественного образа произведения.
Эта работа начинается одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и усвоением нотной грамоты. «Если ребенок уже способен воспроизвести какую-нибудь мелодию, надо добиться, чтобы это исполнение было выразительно, то есть, чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии», – рекомендовал Г.Г. Нейгауз. Для этого он советовал использовать народные мелодии. Как можно раньше надо добиться от ученика, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, веселую – весело, торжественную – торжественно
Принципы обучения
Нейгауз всегда стремился развивать своих учеников музыкально, интеллектуально и артистически. Он пробуждал их ум и фантазию метафорами, поэтическими образами, аналогиями.
На интерпретацию исполняемых им произведений влияли его эрудированность в области музыки, литературы, живописи и яркое воображение.
Нейгауз испытывал большое уважение к тем, кто работал над развитием своей индивидуальности. Старался привить своим студентам любовь к другим видам искусства – поэзии, живописи, скульптуре.
Класс Нейгауза состоял из одаренных и трудолюбивых студентов. Достаточно вспомнить самых ярких студентов его класса – Э. Гилельса и С. Рихтера.
К первому уроку, когда начиналась работа над новым произведением, оно должно быть выучено наизусть. В противном случае, у Генриха Густавовича просто не было заинтересованности заниматься.
Следующее важное условие – требование максимума. Этот принцип проводился Нейгаузом в жизнь по отношению ко всем ученикам и произведениям.
Нейгауз никогда не учил только одного студента, который находился за инструментом. Вместе с ним он работал и со студентами, присутствующими в классе на этот момент. Объясняя сразу всем своим ученикам, Генрих Густавович требовал внимания и активности.
Нейгауз не работал долго со своими студентами над одним произведением, считая, что лучше использовать для изучения несколько пьес одного композитора. Как говорил сам Генрих Густавович: «Количество в таких случаях переходит в качество». Нейгауз считал, что заниматься «натаскиванием» нельзя.
Кроме того, педагог считал важным наличие у учащегося музыкально-художественного уровня. Под данным понятием он подразумевал: слух, воображение, интеллект, темперамент, артистизм, эрудированность. Для развития этого уровня он советовал:
Знакомить ученика с музыкальной литературой
Подолгу вживаться в стилистические особенности композитора
Учить музыкальное произведение наизусть только по нотам, не прибегая к инструменту
Научить ученика разбираться в форме, гармонической и полифонической структуре произведения
Развивать фантазию поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни
Развивать любовь к другим искусствам, особенно к поэзии и живописи.
Ритм
Ритм в музыкальном произведении Нейгауз сопоставлял с пульсом живого организма. Он писал: «Пульс здорового человека бьется ровно, но ускоряется или замедляется в связи с переживаниями (физическими или психическими). То же самое в музыке.» [«Об искусстве фортепианной игры» стр 35].
Говоря о ритме, Г.Г. Нейгауз акцентирует внимание учащегося на умении прочесть нотный текст как партитуру для дирижера. Он рекомендовал ученикам при изучении произведения продирижировать его от начала до конца.
Генрих Густавович восхищался ритмом в исполнении С. Рихтера: «ясно чувствуется, что все произведение - будь оно даже гигантских размеров - лежит перед ним, как огромный пейзаж, видимый сразу целиком и во всех деталях с орлиного полета, с необычайной высоты и с невероятной ясностью. Должен уж сказать раз навсегда, что такой целостности органичности, такого музыкальио-художественного кругозора я не встречал ни у одного из известных мне пианистов» [«Об искусстве…» стр.49]
Чтение с листа
«Чувство времени» у пианистов ясно сказывается при чтении с листа. По мнению Нейгауза, хороший пианист при чтении с листа может пропустить какую-нибудь деталь, что-то не доиграть или не выиграть, но ни за что не остановится.
Звук
Музыка – это искусство звука. Следовательно, работа над ним - главная обязанность любого исполнителя. Очень часто забота о технике, вытесняет на второй план важнейшую заботу о звуке.Главной задачей каждого пианиста, по мнению Нейгауза, считается выработка глубокого, способного с любым динамическим нюансам, певучего звука, так как первоосновой всей музыки является пение. В своих трудах мастер говорил, что на занятиях с учениками ¾ работы – это работа над звуком. Пианистическое мастерство Г.Г. Нейгауза привлекало умением красочно и ярко использовать богатство звуковой палитры инструмента. Он писал: «…овладение звуком есть первая и важнейшая задача среди других технических задач, которые должен разрешить пианист, ибо звук есть сама материя музыки; облагораживая и совершенствуя его, мы поднимаем саму музыку на большую высоту». [«Об искусстве фортепианной игры» стр.56].
Форма
Необходимо внимательно изучить форму сочинения. После такой работы ученик начинает понимать смысл, логику, выразительность. Одна из самых важных проблем – чувстве целого.
На занятиях Нейгауз часто напоминал об оркестре. «Я говорю: пианист и фортепиано — это одновременно:
дирижер (голова, сердце, слух);
оркестранты (обе руки с десятью пальцами и обе ноги для обеих педалей);
инструментарий (один-единственный рояль, или, выражаясь по-Рубинштейновски, сто инструментов, то есть столько же, сколько бывает в симфоническом оркестре)» - писал он. [«об искусстве…» стр.63]
Полифония
Занятия полифонией - не только лучшее средство развития духовных качеств пианиста, но и чисто инструментальных, технических, так как ничто не может так научить пению на рояле, как многоголосная ткань» - писал Генрих Нейгауз [стр.120].
Техника
Нейгауз часто напоминал ученикам, что слово техника происходит от греческого слова τέχνη, а «технэ» означало - искусство. Многие, играющие на фортепьяно, под словом техника подразумевают только беглость, быстроту, ровность, бравуру - иногда преимущественно «блеск и треск» — то есть отдельные элементы техники, а не технику в целом, как ее понимали греки, и как ее понимает настоящий художник.
Аппликатура
Наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать смысл данной музыки. Нейгауз писал, что все опытные пианисты умеют при случае заменить одну аппликатуру другой. Но выучивать надо, как правило, одну, твердо установленную, наилучшую из возможных. Ведь надо пользоваться и мышечной памятью.
Педализация
В искусстве педализации обучение сложному нужно начинать от простого. Пока ученик не в состоянии сыграть произведение совершенно чисто и отчетливо, он не должен пользоваться педалью. Работать над пассажами лучше без педали, чтобы не затемнять ошибок.
Штрихи
«При настоящем legato должна возникнуть иллюзия, что Вы слышите bel canto прекрасного итальянского певца», – часто повторял он. «Legato tenuto - вносило элемент более подчёркнутого произнесения каждого звука, интервала. Манеру игры tenuto и cantabile можно сравнить как поэтическую декламацию с пением. Пальцы при выполнении этого штриха должны быть предельно крепкими, погружаться в клавиатуру с определённой высоты, как бы «прорастая сквозь клавишу» (образное выражение С. В. Рахманинова).
Всеохватывающее обучение
Нейгауз утверждал, что продуманная методика и школа должны охватывать все степени одаренности - от музыкально-дефективного (ибо и такой должен учиться музыке, музыка — орудие культуры наравне с другими) до стихийно гениального.
Заключение
Генрих Густавович был учителем музыки, то есть ее разъяснителем и толкователем: учителем сольфеджио, теоретиком, историком музыки. Он стремился донести до ученика «содержание» произведения, максимально раскрыть его художественный образ.
Г.Г. Нейгауз остался для потомков великим музыкантом и педагогом.
Список используемой литературы:
1.Бычкова Н. Методический доклад на тему «Основные педагогические принципы Г.Г. Нейгауза. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //www.infourok.ru//
2. Дидукова А. С.Методическая работа на тему «Фортепианная школа Г.Г. Нейгауза» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //www.multiurok.ru//
3. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», государственное музыкальное издательство, Москва1958г.