Лекция: «Понятие и структура музыкальной одарённости».
С профессиональным занятием музыкальным творчеством связано понятие музы-кальной одаренности. Согласно определению Б. М. Теплова, музыкальная одаренность - это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью». Однако это лишь самое общее определение, в котором, однако, подчеркиваются важные мо-менты: одаренность - не просто наличие основных способностей, но их иной, более высокий качественный уровень; одаренность предполагает особую комплексность. Обобщение исследований этой проблемы в конце 1980-х годов было сделано К. В. Тарасовой, в наши дни - Д. К. Кирнарской.
Современная психология детально изучает структуру музыкальной одаренности. Она включает иерархиютаких понятий как способности, талант, гениальность. Для сравнения обратимся к трактовке этих понятий общей психологией. Итак, способ-ности - «индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности» [НЭС. С. 1151]. Талант рассматривается как «выдающиеся способности, высокая степень одаренности» [БЭС, 1999. С. 1296]. И, наконец, гениальность - «наивысшая сте-пень проявления творческих сил человека». Она «связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества».
Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что специфика именно музыкальной одаренности связана с ее мнгогосоставностью. Музыкальная одаренность - это не только более высокий уровень основных музыкальных способностей, наличие их специфических особенностей, таких, как абсолютный или цветной слух, это не только психофизический комплекс успешной исполнительской деятельности. Важнейшими составляющими музыкальной одаренности являются такие психи-ческие функции, как музыкально-репродуктивный и музыкально-творческий комплексы, без которых профессиональная музыкальная деятельность, прежде всего композитора и музыканта-исполнителя, невозможна.
Музыкально-репродуктивный комплекс связан со способностью человека активно реагировать на уже созданные ранее музыкальные образы, структуры, музыкально-исполнительские интерпретации и способностью воспроизводить их. То есть здесь задействованы подражательные функции человеческой психики.
Необходимость музыкально-репрордуктивного комплекса как составляющей му-зыкальной одаренности обусловлена тем, что всякое новое музыкальное произве-дение в большей или меньшей степени опирается на выразительный язык других композиций. Аналогичные явления характерны и для исполнительских интерпретаций: даже самый большой артист привносит не так много нового в исполнитель-ские трактовки. Нельзя создать нечто новое, не осознав старого. Для этого необходимо освоение уже созданных кем-то конструкций, активное изучение «худо-жественной действительности» (термин М. Бонфельда).
В функционировании музыкально-репродуктивного комплекса задействовано несколько музыкальных и общих способностей, находящихся в тесной взаимо-связи. Прежде всего, важна цепкость и точность музыкального слуха, активность внутрислуховых представлений. В особенно выгодном положении находятся обладатели абсолютного слуха. К фундаментальным составляющим музыкально-репродуктивного комплекса относится музыкальная память. Для ее успешного функционирования важен богатый опыт общения с музыкальной культурой, так как он дает ту питательную среду, на которой развивается эта составляющая музы-кальной одаренности. В ее контексте особый смысл приобретают полемические слова Р. Шумана: «Но заприте Бетховена на десять лет в каком-нибудь захолустье (возмутитель-ная мысль) и посмотрите, напишет ли он там что-нибудь похожее на й-тоИ'ную симфонию (Симфонию № 9 .- Г. О.)». Неслучайно Л. С. Выготский вы-сказал предположение, что если бы Моцарт родился на острове Таити, то самое большее, что он смог бы создать, так это гамму до мажор.Следовательно, даже для развития такого гения, как Моцарт, необходим высокий уровень музыкальной культуры, которую он должен освоить и научиться подражать ее лучшим образцам. И одно из счастливых совпадений заключалось в том, что Моцарт ро-дился в музыкальной семье и отец мог с детских лет возить своего гениального сына по Европе, знакомя его с выдающимися достижениями музыки, что давало ему воможность находиться в эпицентре европейской музыкальной культуры.
Не последнюю роль в работе музыкально-репродуктивного комплекса играют возможности интеллекта -«способности мышления, рационального познания» [БЭС, 1999. С. 495]. В данном контексте не лишним будет вспомнить определение интеллекта швейцарским психологом Ж. Пиаже как приспособления к новым ситуациям. Активность интеллекта вкупе с развитым музыкальным мышлением позволяет свободно обращаться к различным музыкальным моделям (конструктивным и интерпретационным) и легко их трансформировать. Но успешное музыкальное подражание возможно только при определенной технической оснащенности (развитой исполнительской технике, владении композиторской техникой).
Однако не следует преувеличивать значение музыкально-репродуктивного комплекса. Его наличие «не делает человека творчески одаренным, поскольку творческая одаренность - это способность порождающая, а не усваивающая, и в российской психологии отнюдь не случайно на протяжении десятилетий подчеркиваются различия между творческой одаренностью и так называемой "обучаемостью"» [КирнарскаяД., 2001. С.190]. Даже очень хорошо развитый музыкально-репродуктивный комплекс не является показателем таланта. Это качество нужно композитору и исполнителю в разной мере: в большей - исполнителю, в меньшей - композитору. Можно стать достаточно хорошим исполнителем (как говорят, «крепким профессионалом») только на основе музыкально-репродуктивного комплекса, однако нельзя стать композитором даже «второго ранга». Профессия композитора требует высокой степени одаренности - таланта.
Талант предполагает обязательное наличие музыкально-творческого комплекса - способности создавать новые музыкальные системы (композиционные и интерпретационные). Д. К. Кирнарская определяет его так: «Он включает в себя все основные компоненты композиторского таланта: способность к "переводу" жизненных впечатлений на язык музыки, способность к мгновенному охвату музыкального целого, способность к созданию собственного, отмеченного индивидуальными чертами, музыкального стиля». Однако музыкально-творческий комплекс является важной составляющей не только композиторского, но и исполнительского таланта. Наличие у исполнителя скромного музыкально-творческого комплекса в сочетании с масштабным музыкально-репродуктивным комлексом свидетельствует о ярком исполнительском таланте. Неслучайно все крупнейшие музыканты-исполнители прошлого и современности были к тому же и композиторами, хотя масштаб композиторского дарования, порой, в отличие от такого дарования Бетховена, Листа, Шопена, Рахманинова, уступал исполнительскому дару. Писали музыку Паганини, А. Г. Рубинштейн, Калькбреннер, Бюлов, Виардо, Рихтер, Казальс, Ростропович и др. Для того же, чтобы стать крупным композитором, необходим масштабный музыкально-творческий комплекс.
Музыкально-творческий комплекс являет собой сочетание музыкальных способностей и общих психических свойств личности. Он апеллирует к эвристическим функциям, которые проявляются прежде всего в продуктивном музыкальном мышлении. Музыкально-творческий комплекс основывается на особой активности музыкального слуха, когда человек не только схватывает «художественную действительность», но и трактует ее по-своему, она становится для него лишь импульсом к созданию своих, неповторимых музыкальных идей. Как пишет Б. В. Асафьев, «чаще всего между 4-6-ю годами, в детстве, у будущих творчески сильных музыкантов начинает проявляться особая активизация слуха в бессознательном пока вылавливании из всего слышимого полезных для музыкальной памяти (уже не пассивной, ибо вскоре из сохраненного запаса уже что-то на свой лад и способ воспроизводится) "ингредиентов"».
Музыкально-творческий комплекс прежде всего определяет одаренность композитора. Это высшая ступень музыкальной одаренности. Д. К. Кирнарская дает ей следующую характеристику : «Сюда относится, во-первых, музыкальная потребность едва ли не на психофизиологическом уровне,... когда музыка создается и воспроизводится в буквальном смысле "всеми фибрами души" и слух как бы вбирает в себя все прочие ощущения и чувства.
Во-вторых, это способность к "переводу" жизненных впечатлений на язык музыки, к музыкально-эстетической трансформации.
В-третьих, это активность слухового мышления, которая позволяет не пассивно воспринимать музыкальные впечатления, а перерабатывать их самостоятельно и по-своему, создавая в результате собственный "слуховой образ мира", собственный музыкальный стиль. И, наконец, в-четвертых, это музыкально-конструктивный, звукоорганизующий компонент музыкального таланта, позволяющий этот "слуховой образ" воплотить, реализовать, опираясь на созидательное музыкально-эстетическое чувство музыканта-творца». На наш взгляд, эта характеристика музыкально-творческого комплекса применима и к исполнительству (с поправками на специфику исполнительского творчества). К тому же выдающийся артист создает свой неповторимый исполнительский стиль, как, например, стиль Г. Гульда и В. Горовца, С. Т. Рихтера и Э. Г. Гилельса, В. В. Софроницкого и И. Менухина и др.
Одаренность включает и физиологическую предрасположенность к тому или иному виду музыкальной деятельности. На первый взгляд, это касается прежде всего исполнительского творчества. Однако, если учесть, что для композиторов характерно особое строение черепа, развитость его отдельных участков (о чем свидетельствует изучение черепов выдающихся композиторов), подобно тому, как для вокалистов свойственно, по определению фониатров, «готическое» горло, то, следовательно, композиторская одаренность тоже предполагает и определенную физиологическую предрасположенность.
Итак, суммируем все составляющие музыкальной одаренности.
1. Исходным слоем являются основные музыкальные способности.
2. Более высокая ступень - частные музыкальные способности как производное от основных музыкальных способностей: абсолютный слух и синопсия; внутрислу-ховые представления, рождающиеся на основе комплекса основных и частных музыкальных способностей.
3. Психофизический комплекс успешной исполнительской деятельности как базис виртуозности.
4. Музыкально-репродуктивный комплекс.
5. Музыкально-творческий комплекс.