Древнее и вечно юное
( сказки в 5 классе)
Если вы хотите, чтобы ваши дети
были умными, читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы ваши дети
были очень умными, читайте им
много сказок.
А. Энштейн.
Уроки, посвященные устному народному творчеству, призваны дать нашим воспитанникам представление о том, каким бесценным наследием одарили нас наши предки. Народ пользуется этим наследием на протяжении многих веков, от рождения до последних мгновений жизни. Колыбельные песни, пестушки, потешки, считалки, девичьи гадания, свадебный обряд, прощальные плачи, пословицы и поговорки – все это богатство народного опыта, народной мудрости справедливо сравнивают с неисчерпаемым чудесным источником.
«…Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, - посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли вам «мысли черные» о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу…
Она ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. «Не любо – не слушай…» Она - …как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее – как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы – запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее…»
Так начинает повествование о сказке замечательный русский философ И.А. Ильин. Действительно, тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала все лучшее в нем и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую взращивала ее, неназойливо воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла…
В наш прагматический век, когда многие родители предпочли колыбельной и сказке компьютер, учителю труднее преодолеть с младенчества привитое обыденное сознание, обедненное компьютерными играми и примитивными зарубежными мультфильмами. Тем важнее словеснику вернуть обязательную для детства веру в чудесное, в торжество справедливости и добра, привести детей в светлый мир народной сказки, которая выводит своих героев на распутье, учит выбирать жизненную дорогу и идти по ней достойно. И здесь нам помощник она сама: очарование мастерски прочитанной сказки столь велико, что она пробуждает детское сердце, на себе испытывающее ее волшебное влияние.
Подчеркнем еще одно важное свойство сказки. Поскольку сказка не знает непоправимых несчастий, для нее нет невозможного, безутешное горе в ней всегда в силах развеять, а любую беду поправить, она радует ребенка, придает ему уверенность и бодрость, вызывает стремление постоять за справедливость. Эти свойства характера, души, разбуженные или поддержанные сказкой, составляют основу оптимистического восприятия мира, без которого невозможна ни детская, взрослая жизнь.
Говоря с ребятами о волшебной сказке как о выдумке, вымысле, чудесной фантазии, учитель непременно дает им возможность увидеть ее специфические свойства: выразительность, красоту речи, сказочных формул; связь сюжета, образов, языка с действительностью, выдумки и правды; яркость вымысла (необычные герои, окружающий мир, события, действия; необычные животные, чудесные предметы); противоборство злых и добрых сил, безупречно светлого и темного миров, непременная победа добра; обязательное присутствие положительного героя, возлюбленной или возлюбленного и их помощников – и все это как единая система, в которой выражены идеалы и мечты народа, его представления о добре, правде, справедливости, красоте.
«Не слушайте же сказку при свете дня или прозаического и бескрылого сознания, - справедливо предупреждает Ильин. – Сказку надо слушать вечером или ночью, в волхвующей темноте, которая снимает с вещей их знакомый и таинственный вид и придает им новый вид, неожиданный и таинственный»
Учителю, конечно же, надо позаботиться о создании особой сказочной атмосферы: пусть сказка придет к детям при свечах и прозвучит в полумраке, при опущенных шторах; пусть ненароком обнаружат они на своих партах сказочные предметы: перышко, спицы, веретено, яблочко румяное, блюдечко с расписным яичком, стрелу (да мало ли что подскажет нам наша фантазия!) и голос наш, певучий, таинственный, негромкий, проникновенный, тоже поможет усилить магическое, убедительное воздействие сказки.
Главное во всех наших приготовлениях, чтобы уроки по сказкам вызвали поэтическое прозрение, стали уроками постижения начальной философии своего народа, красоты национального фольклора.
Накануне урока попросим детей вспомнить свои любимые сказки и подготовить небольшой рассказ, начинающийся словами: «Когда я произношу слово сказка; перед моим мысленным взором возникает…»
Маленький наш рассказ, договариваемся мы с детьми, должен соответствовать сказке и языком, и интонацией, и образами, которые мы вводим в него из сказки.
С этого детского творчества возможно и начать урок.
- Благодаря вашим рассказам мы заглянули во многие сказки. Каких сказочных героев только ни увидели! А что мы из этих сказочных краев принесли?
В беседе выясняем, что в сказках даже для самых маленьких, таких простых и доступных, скрыт важный смысл: они учат жить со всеми в согласии и мире, не хвастаться и не быть высокомерным, ценить даже самую малую силу, учат доброму.
- Значит, не зря сказки называются мудрыми?.. Вот и теперь мы отправляемся в мудрые сказочные края…
Урок может иметь и другое начало. В полумраке класса, убранного как деревенская изба, с красным углом, с вышитыми полотенцами, с детской качалкой-коньком, при мягком свете лампады рассмотрим репродукцию картины В.М.Максимова «Бабушкины сказки». Сколько поколений соединила бабушкина сказка? В вечерней тишине дома при свете лучины собрались вокруг бабушки три поколения одной семьи. Здесь и дедушка, сын с женой (молодая всегда приходила в дом мужа), дети помладше и внуки. Одна, маленькая, прижалась к теплому бабушкиному боку, другая – на руках матери – пока не понимает слова, но речь бабушки, завораживающая, звучащая как говорливый ручеек, интонация, мягкая, таинственная, делают свое дело: с молоком матери впитывает дитя музыку народной сказки…
Придумаем, как могло случиться, что бабушка взялась за сказку. Может, с внучкой пряли они пряжу да попросила девочка бабушку сказку рассказать… Начала бабушка, невольно все заслушались: кто подсел, кто остановил работу, знают, что интересно будет...
Можно догадаться, какую сказку рассказывает бабушка? Конечно, волшебную. Во взгляде детей и взрослых внимание, мечтательность, восторг, очарование. Видно, что сказка унесла детей далеко-далеко, а мальчик, в порыве протянувший руку, кажется, вот-вот схватит Жар-птицу…
Вот и мы представим себе в этом кругу, сядем рядком да поговорим ладком. Поговорим о сказке…
Такие начала уроков уводят ребят из прозаического, бескрылого мира и, как присказка в сказке, настраивают на особый сказочный лад.
Логическим завершением урока может стать знакомство детей с рассказом Юрия Куранова «Царевна». Продолжая животворные традиции русской классической прозы, писатель умеет в своих миниатюрах обычный, жизненный случай наполнить красотой, поэзией, мудростью. Отмечая эту особенность творчества писателя, крик Валентин Курбатов сказал: «…все здесь полно покоя и света, здорового любования жизнью, всеми ее проявлениями, как бы внешне незначительны они ни были. Это старый завет совестливой и доброжелательной русской культуры, утверждавший устами Пришвина, что «сомнения, неудачи, несчастья, уродства – все это переносится лично, скрывается и отмирает. А находки, удачи, победы, красота, рождение человека – все это сбегается, как ручьи, и образует силу жизнеутверждения».
Маленький рассказ Ю. Куранова – о рождении человека, если иметь в виду, что только доброта, отзывчивость, открытость миру, способность верить и любить и свидетельствуют о подлинном рождении человека. Нам этот рассказ дорог и как пример жизни сказки в самой трезвой реальности. Пройдет время, Митек вырастет, поймет, что Царевна-лягушка – сказочный персонаж. Но как хочется верить, что, восприняв исходящую из сказки доброту, он сохранит ее на всю жизнь.
Ю. Куранов
Царевна
Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.
Однажды Митек направился к колодцу за водой и заметил, что кто-то прыгнул к ведру. Митек сначала испугался, но потом взял кирпич и стал подкрадываться к ведру. Он подкрался, опрокинул ведро ногой и увидел на земле лягушку. Бежать лягушке было некуда, она припала к земле и, не мигая, уставилась на Митька большими печальными глазами.
Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и тихо сказал:
- Не бойся.
Постоял немного и спросил:
- Ты царевна?
Лягушка все так же смотрела на него черными круглыми глазами и быстро задвигала белесоватым мешочком ниже подбородка, словно силилась что-то сказать.
- А ты когда расколдуешься? – спросил Митек.
Лягушка опять задвигала белесоватым мешочком.
- Ладно, молчи, - сказал Митек. – Вот я подрасту, тогда мне все расскажешь. А сейчас пока живи у колодца или вон под крыльцом.
Митек бросил кирпич, накачал из колодца воды, обернулся, чтобы идти домой, и замер. На том самом месте, где сидела лягушка, стояла перед ним девочка. Она была чуть пониже Митька, беленькая, остроносая, в коротеньком красном платье и с ведерком в руке. Митек быстро оглядел вокруг девочки землю, лягушки не было.
- Ты что, уже расколдовалась? – спросил Митек. - Когда? – удивилась девочка. - Когда? Сейчас. - Нет, я только переоделась с дороги. - Ничего себе переоделась, - протянул Митек. – Чего же нам теперь делать? - Не знаю, что ты будешь делать…А мне надо воды набрать.
Митек наполнил девочке ведро и помог донести до дома.
- А какая ты царевна? По дороге спросил он. - Не знаю, ответила она.
Расставшись с девочкой, Митек вернулся к колодцу. Лягушки нигде не было…
Предупредим детей, что рассказ не будет прочитан до конца: каждый попробует его завершить. Мы обрываем чтение на словах: «…перед ним стояла девочка».
И сотворчество детей, и обсуждение придуманных вариантов концовок рассказа, и сопоставление их с авторской (Что важно для автора? Что своего привнес в рассказ каждый соавтор?) дают удовлетворение: зёрна сказки прорастают в доброй детской фантазии, будь она реалистична или романтична.
Дома готовим небольшую работу: «Зачем нужны сказки», «Почему сказка «…» моя любимая» (на выбор) или сочиняем свою сказку.