Лекция: «Урок как музыкально - педагогическое произведение учителя музыки».
В курсе «Теория музыкального образования» получил освещение широкий круг проблем, связанных с раскрытием сущности и специфики содержания и процесса музыкального образования; возможностей реализации его в таких у формах, как урок музыки, внеклассная и внешкольная музыкальная работа с учащимися, музыкальное самообразование школьников.
В данном разделе основное внимание будет сосредоточено на рассмотрении содержания и организации урока музыки как основной формы общего музыкального образования, охватывающей всех без исключения детей школьного возраста и призванной:
реализовать целии задачимузыкального образования;
обеспечить освоение учащимися обязательного минимума содержанияосновных образовательных программ по музыке, предусмотренного Государственными стандартами начального и основного общего образования;
подготовить учащихся к выполнению государственных требований, предъяв-ляемых к оканчивающим начальную и основную школу.
К настоящему времени методика музыкального образования, музыкально- педагогическая практика накопили большой опыт осуществления разнообразных подходов к путям и средствам определения содержания и организаций урока музыки (О. А. Апраксина, В. В. Алеев, Ю. Б. Алиев, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Л. В. Школяр и др.). При этом центральным стратегическим вопросом является выбор учителем одной из учебных программ по музыке, имеющих федеральный стандарт, в логике которой будет осуществляться музыкальное образование. На её основе составляется рабочая программа, учитывающая индивидуальную личностную профессиональную позицию учителя как педагога-музыканта ипедагогические условия, в которых эта программа будет реализована.
В то же время, как бы ни отличались между собой в содержательном отношении школьные учебные программы, в каждой из них предлагается та или иная тематическая направленность, которая конкретизируется .
Более подробно см.: Абдуллин Э. Б. Николаева Е. В. Теория музыкального образо- вания: С. 133 - 152.
В предлагаемых учебных темах. Их формулировки и логика построения в разных учебных программах не совпадают. Но именно они становятся для учителя ориентиром при выборе той или иной учебной программы, разработке своей рабочей программы и формулировке темы конкретного урока.
При всем многообразии рекомендуемых в методической литературе учебных тем, они, за редким исключением, входят в круг следующих тематических линий. Это в первую очередь:
специфика музыкальной деятельности как триединства деятельности исполнителя, слушателя и композитора;
интонационно-жанровая природа музыкального искусства;
интонационно-стилевое многообразие музыкального искусства;
музыкально-языковые средства и их выразительные возможности;
особенности музыкальной культуры своего народа и народов других стран;
творческие портреты выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, исполнителей;
возможности музыки в преобразовании духовного мира человека, в развитии его творческих способностей;
различные виды взаимосвязи музыки с другими видами искусств, с жизнью.
В реальной педагогической практике все эти линии, как правило, самым тесным образом между собой связаны. В самом деле, можно ли раскрыть творчество того или иного композитора вне опоры на интонационный, жанровый, стилевой анализ, или не затронуть проблемы особенностей его музыкального языка, связи с народным творчеством и многие другие?
В организации процесса музыкального образования решающее значение приобретают вопросы построения урока музыки.
Представления учителя о предстоящем уроке находят свое отражение в плане, плане-конспекте или методической разработке урока. Однако, как бы детально они ни были прописаны, это - лишь его канва сознании учителя урок живет не только и не столько как схема, но как образов котором вербальное осмысление обогащено эмоционально-образными представлениями о нем, а также предполагаемыми вариантами его педагогического прочтения в зависимости от того, какой отклик он найдет у его учеников.
Хорошо известно, что непосредственное общение детей с музыкой всегда вносит свои коррективы в заранее продуманный и выстроенный учителем план. Поэтому продуманность и импровизационность - это две взаимосвязанные грани любого урока, ибо свою реальную жизнь он обретает исключительно в процессе его проведения. И провести его точно так, как он был запланирован, чаще всего невозможно. Более того, вряд ли возможно повторить в точности и проведенный ранее урок, поскольку не только реакция детей будет уже иная, но иным будет и состояние учителя, его энергетика, способная «повести» за собой учащихся. Как следствие этого, в уроке уже не будеттого ощущения «живого» творческого процесса, который делает его неповторимым и в чем-то непредсказуемым. И это всегда видно, к примеру, когда неопытные учителя заранее «репетируют» проведение предстоящего им открытого урока и даже его отдельных частей. Из этого следует, что стремиться точно, повторить даже хорошо проведенный урок вряд ли следует.
Планируя урок, как отмечает Ю. Б. Алиев, учителю предстоит перевоплотиться в «воспитанника, и лишь с помощью такого перевоплощения можно представить, что именно приведет класс в восторг, заставит задуматься, напрячь духовные силы. Вот почему, готовя урок, учитель музыки как бы занимав, место учащегося в музыкально-образовательном процессе и пытается чувствами, мыслями учеников воспринять то, что будет происходить на планируемом уроке, прислушаться к музыке как бы их ушами, их сознанием».
При этом, как подчеркивает педагог-музыкант, «примерно таким же образом возникает учительское представление о том, как ученики будут познавать музыку, каков процесс разбора ее закономерностей, формулирование понятий, что они смогут осознать сами, а что потребует помощи учителя. В опоре на перевоплощение в ученика хорошо проясняется, что из предложенного необходимо хорошо запомнить, а что использовать лишь как иллюстрацию к теме одного урока; что повторить; на что из ранее выученного опереться; как закрепить в сознании учащегося разученное произведение; что для учеников окажется интересным и легким, а что - трудным и малопонятным».
По мнению Л. В. Горюновой,главное в уроках музыки - это формирование духовного опыта: «...во всем разнообразии сюжетов, форм, средств выразительности в мировой художественной культуре, - пишет автор, - господствует единый сверх образ, сверх сюжет, сверхзадача - человек, его нравственные искания, его размышления о вечных проблемах бытия. Важно, чтобы на каждом уроке, при каждой встрече, каждый раз на новом уровне (соответствии со своим возрастным развитием) ученики через переживания и впечатления, через интонацию убеждались, как многообразно искусство, сколько оттенков человеческих чувств и состояний находит отклик в нем и как это многообразие всегда говорит, по сути об одном - о человеке, о его отношении к миру». При этом искусство, подчеркивает автор, может и должно помочь обратить ребенка внутрь себя, в глубину своих размышлений, в то, что он носит в своем сердце.
Л. В. Горюнова обращает внимание и на то, что нередко в уроках, казалось бы, художественных по форме и по внешнему проявлению в то же время отсутствует педагогическое, развивающее начало, отсутствует творчество детей как своеобразное, индивидуальное духовное самовыражение. Ученики лишь копируют, им отводятся эпизодические роли, а главную, исполняет сам педагог. Активность детей в известной мере подавляется учителем, который как бы боится потратить лишнее время на ожидание ответов, на паузы, на неверное, с его точки зрения исполнение, рассуждение детей, которые «портят» создаваемую им атмосферу урока... Такие уроки - лишь иллюзия педагогического процесса, иллюзия воспитания, иллюзия развития ребенка.
Конкретная реализация любой темы урока предполагает множественность решений. Продумывая содержание и организацию урока, учитель стремится пробудить в учащихся то, что затронуло его до глубины души и чем он не может не поделиться со своими учениками. Такое отношение к уроку помогает найти методическое решение, которое способно раскрыть то сокровенное, что педагог-музыкант сам увидел, почувствовал, ощутил при общении с теми музыкальными явлениями, изучению которых будет посвящено занятие.
Иногда такое решение приходит почти сразу. Иногда оно возникает в результате длительных поисков. Но если у учителя есть внутренняя потребность познакомить детей с тем или иным музыкальным произведением, творчеством того или иного композитора, музыкальным стилем и т.п., тогда даже на уровне планирования занятия он испытывает чувство радостного ожидания. И он много раз переделывает и дорабатывает возникший у него замысел урока до тех пор, пока не сможет найти методическое решение, которое, на его взгляд, способно установить контакт между детьми и той музыкой, с которой они вступят в полилог и станут его активными участниками. Каждый класс - это новые слушатели и исполнители, которые вправе проявить свое понимание музыки, отношение к ней, и это требует адекватного, отвечающего именно данному коллективу, методического подхода.