Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Художественная школа»
г. Благовещенск
Доклад
Тема: Икона А. Рублёва «Троица».
Подготовила: преподаватель
МБУДО «ХШ» г. Благовещенска
Кухтина Ольга Александровна
г. Благовещенск
апрель 2020 год
Содержание
1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Период становления иконы……… . . . . .. . . . . ……………. . . .. . . . . .. 3
3. Расшифровка построения икон . . .. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
4. Историография и расшифровка икон «Троицы». . .. . . .. . . . . . . . . . . . . 6
5. Последовательность выполнения икон. . . . . . . .. . . . . . . .. . . . . . . .. .. 10
6. ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .. . . . . . .. . .. . . . .. .. . . . . . . .12
Введение.
На уроках истории искусств, в пятом классе, мы знакомим учащихся с русской иконописью. И часто ребята задают такие вопросы: зачем нужны иконы и для чего их пишут? И это не удивительно, ведь новое поколение выросло на других идеалах, и не знает многих русских традиций, которые были утрачены в двадцатом веке. Именно в послереволюционное время многие архитектурные памятники в виде храмов были разрушены, а художественные ценности в виде икон утрачены.
Период становления иконы.
Несколько веков назад люди неграмотные изучали библию по иконам, ведь икона – это история, переданная через образы. Когда перед глазами имеется образ видимый, то легче воспринимается история.
Однако надо представить какой путь прошла икона в становлении своего статуса. В Византии первоначально она допускалась только в сферу личного пользования, затем была признана церковью и только на последнем этапе была признана государством, которое долгое время не допускало конкуренции святых ликов, с не менее, священным ликом императора. Церковь с большим подозрением относилась к иконе, особенно к личным иконам, чудотворным и выносным в том случае, когда
« образы привлекали большее внимание, чем сами религиозные учреждения, и начинали действовать во имя Господа», изначально, будучи вне власти церковной иерархии, «говорили без ее посредничества, голосом неба, против которого любой официальный авторитет бессилен».
Ученый Х. Бельтинг подчеркивает: « Подлинные образы, казалось, были наделены способностью к действию, обладали сверхъестественной силой. Бог и святые, согласно ожиданиям, являлись в них и вещали через них. С этим связывалось непосредственное ожидание благодати, трогавшее верующего зачастую больше, чем внушавшиеся понятия о Боге или мысль, о загробной жизни… Идея религии, мысленные образы которой так любят теологи, значила для них меньше, чем непосредственная помощь от икон в случае личной нужды».
О важности икон свидетельствует и то, что споры иконоборцев и иконно почитателей по поводу иконы стали причиной гражданской войны в византийском обществе в начале восьмого века. Победа иконо - почитателей привела к тому, что икона получила церковный статус наравне со Священным Писанием и стала символом, а также зримой моделью твердых представлений о порядке в мироздании.
Расшифровка построения икон.
Особенности отношения к иконе в Древней Руси состоят в том, что Русь получила оную как раз в виде высокого, предельно авторитетного канонизированного образца устойчивого идеального миропорядка. Соответственно проблемой стал вопрос о точном соответствии канону, а также о неизменности традиции. Именно в этом состояла суть «гражданской войны» русского раскола.
Раскольники идентифицировали себя с освещенными временем и традицией образами старого греческого письма (русское слово «икона» происходит от греческого «ейкон», что значит «образ» или «портрет», то есть изображение святого, пророка или мученика). Сила «истинного», с их точки зрения, образа была настолько велика, что ради защиты его они шли на крайние меры, такие как самосожжение. В свою очередь, православная церковь в целом не признавала сакральности западных изображений.
К писанию икон на Руси не допускались иноверцы, так как они могли извратить суть священного архетипа и намеренно или ненамеренно создать антиикону. Православным же иконописцам, коим приписывалась способность «оживления плоти», запрещалось писать изображения светские, дабы не злоупотребить «на чужой территории».
Б. А. Успенский в своей работе «Семиотика искусства» сформулировал принцип, которым можно руководствоваться при изучении иконописи: «К произведению старого искусства правомерно подходить как к предмету дешифровки, пытаясь выявить особый язык художественных приемов, то есть специфическую систему передачи того или иного содержания на плоскости картины. Трудности подобной дешифровки определяются тем, что нам обычно не известны с достаточной полнотой не только приемы выражения, но и само содержание древнего изображения».
Чтобы понять принципы построения пространства иконы на плоскости, стоит вспомнить модель крестово-купольного храма, чей интерьер мыслится как модель божественного мироздания, центрирующегося вокруг человека. Модель пространства иконы идентична интерьеру храма. Подобно храму, икона является микромоделью всего божественного мира, пространство замкнуто в себе, оно изображено с точки зрения наблюдателя, помещенного внутри его.
В пользу подобного толкования пространственной модели иконы, говорят следующие особенности: отсчет правой и левой стороны в древних иконах идет с точки зрения внутреннего наблюдателя, для иконы, особенно для ее центральной части, характерен внутренний источник света, который бьет нам в глаза, в результате чего тела не отбрасывают теней, но сами как бы являются тенью на светлом фоне. Размеры предметов по мере приближения к первому плану сокращаются, поскольку в равной мере отдаляются от внутреннего наблюдателя. Наличие двух точек зрения на пространство иконы предполагает синтез, своеобразное суммирование зрительного впечатления, при этом активная роль в этом процессе может принадлежать как зрителю, так и художнику.
Историография и расшифровка икон «Троицы»
Попробуем разобрать историографию одной из замечательных русских икон «Троицу», принадлежащую кисти А. Рублева, и провести ее дешифровку.
Пресвятая Троица – одна из важнейших, не постигаемых разумом тайн христианства. Три ипостаси единого Бога – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. В глубинном единстве этих сущностей – особый смысл, который составляет основу христианской веры.
Посмотрев на икону «Троица», мы видим не что иное, как трех ангелов. Именно с помощью ангелов Бог общается с людьми, передает свою волю. Ангелы, будучи бесплотными духами, являясь в земной мир, могут получать видимый облик. Они сходят на Землю в образе молнии или огненных столбов и вихрей, но чаще являются людям как прекрасные видом светозарные юноши в белых или богато украшенных цветных одеждах, с крыльями за спиной, что обозначает их принадлежность к миру иному – небесному.
Впервые явление Троицы людям произошло еще в ветхозаветные времена. В книге «Бытие» об этом рассказано так. Праведнику Аврааму было обещано Господом, что он станет родоначальником великого народа. Но вот уж сто лет ему сравнялось, а детей все не было. Однажды к шатру под Мамврийским дубом, где жил Авраам с женой Сарой, явились три странника. Хозяева радушно приняли гостей, накрыли на стол. И вот один из странников сказал: «Я опять буду у тебя в это же время (в следующем году), и будет сын у Сары». И предсказание сбылось. Родился у Авраама и Сары сын Исаак, а от него произошел целый народ…
Три странника, согласно христианскому учению, - это три лица Единой Неразделимой Троицы, явившиеся Аврааму и Саре в виде ангелов.
Событием, явившим миру действие всех лиц Троицы, стало Сошествие Святого Духа на апостолов, описанное в Новом Завете. Иисус обещал ученикам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, Духа истины, Который от Отца исходит. Когда же придет Он, то наставит вас на всякую истину». И вот после вознесения Иисуса Христа наступил десятый день, это был пятидесятый день после Воскресения Христова, то есть после Пасхи. В этот день апостолы вместе с Божьей Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими находились в одном доме в Иерусалиме. Был третий час по еврейскому счету времени (девятый час утра – по – нашему). Вдруг раздался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом. Появились огненные языки и остановились по одному на каждом из молящихся. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Божественное откровение, полученное от Святого Духа, открыло для учеников способность и силу для проповеди Христова учения всем народам. Дух Святой сошел в виде огня в знак того, что Он имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. Так началась история Церкви.
Но вернемся в наши дни. Троица… Слово это у нас на слуху. Троицкий собор, Троицкая церковь. А сколько сел на Руси названо так – Троицкое – не все же переименованы (даже если храм, давший имя селению, поруган давно и разрушен).
В конце весны или начале лета – через семь недель после Пасхи – мы отмечаем праздник Святой Троицы. Верующие и неверующие поминают умерших. Повелось в этот воскресный день навещать родные могилы. Где – то ограду поправить. Где – то подкрасить. Цветы посадить. Просто – побыть.
В этот праздник принято украшать храмы и свои дома зеленью, а во время Богослужения стоять с цветами, выражая этим нашу радость и благодарность Богу за то, что Он Своим Святым и Животворящим (то есть дарующим жизнь) Духом обновил, родил их (через крещение) в новую жизнь, символом которой являются цветы и зелень.
Но что, же такое Святая Троица? Бог, считают христиане, триедин. Отец – это Создатель, Творец всего. Сказано о нем: безначальное Первоначало. Сын – это Христос. Он сын Божий, но рожденный женщиной, он и Сын Человеческий.
Православные верят: Сын от Отца вечно рождается, а Дух Святой от Отца – исходит. Дух Святой – «все возрождающий». Дух Святой – «единосущный и животворящий». На некоторых иконах он изображен в виде голубя.
Для воплощения образов Троицы византийское иконописное искусство выработало особый канон, который перешел и в искусство Древней Руси. Явление Божества Аврааму изображалось со всеми подробностями: жилище, дуб на фоне скалы и накрытый стол. Каждая деталь имела смысл. Дом – это создание человека, символ рукотворного мира, а скала – символ мира нерукотворного, дерево – мир жизни. Многие художники иконописцы изображали «Троицу» именно так (см. приложение). Но А. Рублев выбирает другой вариант изображения (по древнерусской терминологии – извод): без Авраама и Сары и вообще почти без деталей.
Жизнь А. Рублева, как и жизнь Руси, была нелегкой. Юным ополченцем он участвовал в Куликовской битве, хоронил своих товарищей – воинов. Семья его погибла, и он ушел в монастырь, чтобы найти утешение в работе живописца и передать людям веру в жизнь и надежду на будущее.
Известно, что знаменитую «Троицу» великий иконописец создал для Троицкого монастыря, поставленного игуменом Никоном в 1411 году. Возобновляя храм, сожженный полчищами Едигея в 1408 году, подтверждая незыблемость идеалов, утвержденных Сергием Радонежским, их чистоту. Именно в «похвалу Сергию», которого называли «собирателем Руси», «объединителем русской культуры» Никон и заказал эту икону. Это он, Сергий Радонежский, благословил князя Дмитрия на правый бой. Мы помним: Куликовская битва – важнейшая страница в истории Отечества.
Кстати, слово «Отечество» (очень емкое слово!) означает не только «Родину» (или, что, совсем, позабыто, - «древность рода»), но еще и «родительство». Есть одноименная икона с изображением Бога Отца в виде старца, который восседая на престоле, держит Бога Сына в виде младенца (см. приложение).
Надо заметить, что «Троица» А.Рублева была написана очень своевременно. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого без мирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «мир свышний» заключенный в «Троице» А.Рублева. Три ангела спустились на землю и беседуют между собой, как помочь Руси преодолеть раздоры и беды (так толковалась икона в те далекие времена). Плавные изгибы линий одежд крайних ангелов образуют форму, похожую на чашу, которая как бы подчеркивает центр этой прозрачной композиции чашу с головой жертвенного агнца, стоящую на столе как на алтаре. Вокруг этой чаши, символа жертвенной смерти и одновременно братской любви, соединяются жесты рук ангелов. Рука Отца указывает на чашу, Сын склоняет голову, соглашаясь, стать искупительной жертвой ради человечества. Безграничное всеведение Духа скрепляет этот выбор, добровольный и единственно возможный. Здесь читается взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе… Вот этот – то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу… эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту бесконечную друг перед другом покорность – мы считаем творческим содержанием «Троицы».
Стоит ли удивляться, что русские люди пятнадцатого века, уставшие от бесмыленных междоусобиц, разглядели и поняли запечатленный на иконе призыв к единению. Глядя на образы Рублева, люди явственно понимали, почему Троица называется Живоначальной, ибо они чувствовали на своем опыте, что именно единство в любви есть жизнь и начало жизни, а вражда, раздоры и разделения разрушают, губят и приводят к смерти. Потому-то икона Троицы и стала символом русского духа, эмблемой русской культуры. (О том, что в культурном самосознании русского народа присутствует феномен самоидентификации с иконным образом, свидетельствуют результаты общенационального опроса. На вопрос, какие три картины могли бы представлять русскую культуру за рубежом, был получен ответ: на первом месте «Троица» А.Рублева, далее «Три богатыря» В.Васнецова и «Утро в сосновом бору» И.Шишкина).
Последовательность выполнения икон
Сколько лет прошло с той поры, а икона жива и радует взор современников. А все потому, что А.Рублев для своих икон выбрал местное дерево – липу. Все иконы Рублева написаны на липовых досках, и они оказались долговечнее металла. За 600 лет ни одна из них не сгнила, тогда как за это время большинство мечей и копий изъела ржа, и они рассыпались в прах. Липовые доски, оструганные и оглаженные, Рублев просушивал в сухом темном и теплом помещении. Долго просушивал, пока из них не выходила вся влага. Доски становились звонкими и были готовы к долгой жизни. Потом на лицевую сторону он наклеивал паволоку – ткань рогожного плетения. Сверху покрывал ее рыбьим клеем, смешанным с мелом (такой состав назывался левкас). Получалась белая как первый снег, ровная поверхность. Вот на такой доске и была написана «Троица».
Краски А.Рублев брал из самой среднерусской природы, что окружала его с детства. Вот почему они у него такие негасимые. Природа весны или раннего лета светится в красках «Троицы». Серебристо-зеленый плащ правого ангела, точно такого же цвета, как у молодой ржи, - главного хлеба Руси. Густо-синий цвет плаща среднего ангела – синева цветущего льна и наших озер и рек. Золотистые крылья ангелов – это стебли пшеницы, которые клонятся под тяжестью хлебных колосьев. Очень похожи крылья и на наши погожие зори. Крылья ангелов соприкасаются друг с другом, сходятся, как вечерняя заря с утренней ранним летом. Три ангела на иконе Рублева по очертаниям, в единении своем, образуют чуть вытянутый круг – солнце, когда оно играет. Есть особо ясные утра, весною и летом, когда солнце не просто восходит, а играет. Оно переливается золотым, синим, зеленоватым жаром и вытягивается в плывучем росистом воздухе.
Мягкое лучение золота и лазури не только изнутри озаряет материю краски, но и наполняет все пространство иконы. Краски А. Рублев для работы приготавливал сам. В каменной ступе или морской раковине растирал их каменным пестом, а при особо тонкой работе – клыком волка. Каждую краску художник смешивал со связующим веществом, чтобы она сияла чище и прочно приставала к иконе. Таким веществом могло быть сырое яйцо, вишневая смола или желчь рыбы-щуки, а может и многое другое.
Мы никогда не узнаем до конца тайну рублевских красок, сияющих сквозь века. Они не тускнеют и не потускнеют никогда.
ЛИТЕРАТУРА:
М. М. Алленов, Л. И. Лифшиц, О. С. Евангулова «Русское искусство 10 – н.20 в.» - М. «Искусство»,1989
Н. Майорова. Т. Соколов «Шедевры русской иконописи» - М.: Белый город, 2008, - 416с.: ил.
С. Маковцев Пионер №6 ,1988
Е. Медкова Искусство №5, 2009
Л. Щенникова Юный художник №11-12, 1997
Филарет «Православные праздники» - Минск: «Харвест» , 2005, -240с.: ил.
Приложение