Читательская конференция по книге Бориса Васильева "В списках не значился".
Цель: - развивать интерес и уважение к историческому прошлому;
- на основе книги Б.Васильева «В списках не значился» показать
воинскую доблесть, несгибаемое мужество и стойкость русского
народа;
- способствовать становлению гражданина, гордого за прошлое и
настоящее своего Отечества;
- воспитывать чувство патриотизма, готовности к защите Родины;
- воспитывать у молодежи неприятие агрессии, насилия, войны.
Чтец:Под горькой сенью
Скорбной даты
Лежат средь вечной тишины
Ненагражденные солдаты,
Солдаты первых дней войны.
Их в бронзу время воплотило,
Их славят и боготворят…
А для прижизненных наград
Им просто жизни не хватило.
/Исай Тобольский/
Учитель.75 лет нас озаряет свет Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Долгих 1418 дней шел народ к этой Победе, спасая свою Родину и все человечество от страшного врага.
Фашизм обрушил на нашу страну огненный шквал войны. Но народ решительно преградил путь фашистской агрессии. Подвиг тех, кто боролся с врагом и победил фашизм, бессмертен. Этот подвиг будет жить в веках.
Когда подходят памятные даты,
Мы почему-то чувствуем вину…
Все меньше вспоминают о Победе,
Все больше забывают про войну.
Но боль еще исчезнуть не готова,
Те годы – миллионы личных драм!
И потому давайте вспомним снова
Всех тех,кто подарил Победу нам.
Ведущий 1. Огромный вклад в Победу внесли защитники Брестской крепости.
22 июня 1941 года в четыре часа пятнадцать минут утра страшный грохот обрушился на Брестскую крепость – западную часть границы Советского Союза.
Брестская крепость, крепость-герой, построена в1833-38 годах в 2-х километрах к западу от города Бреста на правом берегу реки Буг. Героическая оборона Брестской крепости началась 22 июня и длилась до 20-х чисел июля 1941 года. В обороне участвовали подразделения 6-й и 42-й стрелковых дивизий, пограничный отряд и войска НКВД. Среди защитников крепости были представители более 30 наций и народностей.
Немногочисленный гарнизон крепости вступил в неравную борьбу с превосходящими силами противника. Бойцы и командиры превратили маленький клочок земли в крупный очаг сопротивления. И пока силы их не иссякли, они не только оборонялись, но и контратаковали противника. Освобождена крепость было летом 1944 года в ходе Люблин-Брестской операции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8мая 1965 года Брестской крепости присвоено почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда.
Библиотекарь.Сегодня мы будем говорить о защитниках Брестской крепости, вернее о книге Бориса Васильева «В списках не значился», в основе сюжета которой исторический факт – героическая оборона Брестской крепости.
Эта повесть написана сурово, пронзительно, волнующе. После прочтения этой повести болит и сжимается сердце и возникают мысли: почему люди не могут жить без войн, сколько бед и несчастий приносят войны и сколько мужества и стойкости у людей, защищающих свои земли, родных, страну! Давайте только вдумаемся…
-на захват крепости Германией было брошено 1,5 тысяч человек, защитников крепости было в 5 раз меньше;
-штурм немцев был неожиданным;
-велся сокрушительный прицельный огонь, уничтожая практически все
с неба и земли, днем и ночью;
-буквально в первые минуты войны гарнизон крепости понес невосполнимые потери;
- в первый день немцы не встретили сопротивления и были убеждены, что крепость пала, но уже на второй день, и это было для немцев полной неожиданностью, крепость начала бороться;
- противостояние врагу продолжалось несколько месяцев.
Это не легенда, это – чистая правда. Об этом свидетельствуют документы, надписи на стенах крепости.
Учитель В ночь на 22 июня 1941 года главный герой романа Николай Плужников, выпускник военного училища по назначению прибыл в Брестскую крепость,.. А ведь могло быть все иначе...
- Ребята, а на сколько лет был старше вас молоденький лейтенант (ему было в ту пору 19 лет.
- О чем же мечтал Коля Плужников, 19-летний лейтенант?
(Стать настоящим командиром, послужив в действующих войсках, о девушке)
- Да, его планы мало чем отличались от мирных желаний многих людей, но все они рухнули.
И вот сейчас, ребята, мы попытаемся выяснить, как молодой, еще не обстрелянный лейтенант стал русским солдатом - победителем. Мы пройдемся по страницам его короткой воинской службы, узнаем о его бессмертном подвиге и отдадим дань его героизму. Он этого достоин.
- Давайте опишем главного героя. Каким он предстает перед нами в начале произведения?
Выступление первого ученика
Перед нами в первой части повести счастливый юноша, только что получивший звание лейтенанта. Его отец, комиссар Плужников, погиб в боях с басмачами. Еще, будучи курсантом, Николай развил чувство долга и личной ответственности за настоящее и будущее Родины. Он старался во всём походить на генерала училища, участника боёв в Испании. Когда Николаю предлагают остаться при училище командиром учебного взвода, он отказывается, потому что убеждён: каждый командир должен сначала послужить в войсках. Он просит направить его в любую часть, на любую должность.
Николай прибыл в Брестскую крепость поздней ночью 21 июня 1941 года. Он не успел стать на учёт. На рассвете начался бой, длившийся для него более 9 месяцев. Мы видим, как мужает его воля. Войну встретил необстрелянным юношей. Буквально в первые минуты ему приходится самостоятельно принимать решения в жесточайших условиях: крепости он не знал, кругом всё горело. Николай – герой не от рождения. Чувство страха свойственно и ему. Он даже нарушил приказ замполита: ушёл с бойцами из костёла, с таким трудом отбитого у немцев. Николай не ищет оправдания, не жалеет себя. « Я струсил во вчерашней атаке. Я должен искупить вину». И это не только фраза. С группой бойцов он снова занял костёл. Он не ушёл из крепости, хотя имел на это право: он не числился в списках защитников крепости.
Выступлениевторого ученика.
Не ушёл Николай и тогда, когда был получен приказ идти на прорыв. « Он был свободным человеком, - пишет автор, - но именно эта свобода и заставила его
самостоятельно принять то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения. Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до конца, как выполнение долга. Долг движет его поступками. Он не может думать о себе,
когда Родина в опасности. Он чувствует себя частицей Красной Армии, сражавшейся здесь.
Несколько раз его спасали от смерти боевые друзья, и он чувствует ответственность перед ними, погибшими, и не может уйти из крепости, не может предать смертных. Жгучей ненавистью ненавидит Плужников фашистов и предателей. Плужников убеждён в том, что и один воин может многое сделать для победы.
« Убить человека можно, но победить нельзя », - говорит он.
« Ты думаешь, - говорит он Мирре, – что они победили Степана Матвеевича? Денищика? Они их просто убили, но не победили ». Плужников - верный товарищ. Когда ему предложили Климков и Небогатов прорываться из крепости и бросить Мирру, (она не может из – за хромоты пробираться с ними), он гневно отверг их предложение.
Выступление третьего ученика.
Климков и Небогатов думали лишь о себе, о сохранении собственной жизни. Не таков Николай. Он думает прежде всего о других. Трогательно повествует автор о светлой любви Николая и Мирры. Они мечтают о поездке в Москву. Мирре очень хотелось увидеть Красную площадь, побывать в настоящем театре, а Николаю хотелось увидеть аистов. Но не суждено было сбыться их светлым мечтам. Мирра погибает.
Силы защитников таяли с каждым днём. Оставшись один после ухода и гибели Мирры и смерти Семишного, Николай сражается до тех пор, пока он мог двигаться, пока были патроны. В свой последний день, уже ослепший, он убил двух патрульных. Он вышел из подвала наверх потому, что узнал о разгроме немцев под Москвой.
- Ребята, перечислите других защитников крепости, которые вам запомнились
Денищик, Сальников, Степан Матвеевич
Выступление четвертого ученика.
С беспримерной храбростью сражались защитники Бреста. Их лучшие черты воплощены автором в образах Сальникова, Денищика, Степана Матвеевича.
Степан Матвеевич – представитель старшего поколения. Ничего геройского нет в его внешнем облике. Война застала его в складе. Его и ещё пять человек заживо замуровало в каземате во время бомбёжки. Они неистово стремились к свободе, воздуху, к своим. И спустя много дней выход из подземелья был найден. Свою задачу старый воин теперь видит в том, чтобы не давать врагам покоя. После ранения у Степана Матвеевича распухла нога, началась гангрена. Врачебной помощи ждать неоткуда. Старина понимает, что он обречён, и пока силы не покинули его, он торопится выбраться из подземелья и ценой жизни, уничтожить как можно больше врагов. Степан Матвеевич совершает подвиг. Принимает он решение спокойно, как о чём–то будничном, простом. Словно не относящемся к его жизни. Перед уходом он просит позаботиться о Мирре, уберечь её и выжить назло врагу. Вскоре Мирра и Николай увидели: в Тираспольских воротах показалась голова немецкой колоны. Они шли по трое, выкрикивая песню. И в этот момент тёмная фигура сорвалась сверху, с
разбитой башни. Мелькнула в воздухе, упав прямо на шагающих немцев, и могучий взрыв двух связок гранат рванул утреннюю тишину. Это был Степан Матвеевич.
- Расскажите о спасении Сальниковым Плужникова от плена.
- Что толкало бойцов на эти поступки?
- Расскажите о встрече Плужникова со старшиной Семишным.
- Почему он командовал Плужниковым?
- Что передал старшина Плужникову, когда умирал?
Отрывок из книги. Читает ученик.
Сейчас был вечер, и он спешил обрадовать умирающего. Ещё не добравшись до лаза, услышал глухие стоны. Семишный умирал. Он говорил с трудом, задыхаясь, уже неясно выговаривая слова. Смерть докатилась до горла, руки уже не двигались, и жили только глаза. «Мы честно выполнили свой долг, себя не щадя. И до конца, так до конца. Не позволяй убивать себя раньше, чем умрёшь. Только так. Только так, солдат. Смертью смерть поправ. Только так.
- Сил нету, Семишный, - тихо сказал Плужников.
- Сил больше нету.
- Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам силы. Расстегни меня, грудь расстегни гимнастёрки – всё. Расстегнул? Сунь руку. Ну, чуешь силу?
Плужников расстегнул воротник и гимнастёрку, неуверенно, ничего не понимая, сунул руку за пазуху старшины. И ощутил грубыми, обмороженными пальцами холодный, скользкий, тяжёлый на ощупь шёлк знамени.
С первого дня на себе ношу, - голос старшины дрогнул, но он сдержал душившие его рыдания. - Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал тебе. Его именем сам жил, смерть гнал до последнего. Теперь твой черёд. Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь, не моя – Родины нашей честь. Не запятнай, Николай.
- Повторяй: Клянусь!
- Клянусь, - сказал Плужников.
- Никогда, ни живым, ни мёртвым.
- Не отдавать врагу боевого знамени.
- Боевого знамени.
- Моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик, - повторил Плужников и, став на колени, поцеловал шёлк на холодной груди старшины.
- Когда помру, на себя наденешь, - сказал Семишный. А раньше не тронь. С ним жил, с ним и помереть хочу.
Они молчали, и молчание это было торжественным и печальным. Потом Плужников сказал:
- Двоих я сегодня убил.
- Не сдали мы крепость, - тихо сказал старшина.
- Не сдали, - подтвердил Плужников. - И не сдам.
Учитель.Война - это испытание для каждого. В ней проявляются разные человеческие качества, но не только героизм, отвага, а и трусость, страх, предательство.
Как может измениться человек, попав в трудную жизненную ситуацию?
Вопрос - Над кем свершил грозный суд Николай?
(над старшим сержантом Федорчуком)
Вопрос - А почему он пощадил немецкого солдата?
(он был безоружен, стоял на коленях)
Каким характером должен обладать человек, чтобы преодолеть физические и нравственные испытания, посланные судьбой?
Отрывок из книги. (Финал) Читает ученик.
- Там, в подвале, сидит русский фанатик. Спустишься вниз и уговоришь его добровольно сложить оружие. Если останешься с ним, вас сожгут огнемётами, если выйдешь без него, будешь расстрелян. Дайте ему фонарь.
Оступаясь и падая, Свицкий медленно опустился во тьму по кирпичной осыпи. Свет постепенно мерк, но вскоре осыпь кончилась: начался заваленный кирпичом коридор. Свицкий зажёг фонарь, и тотчас из темноты раздался глухой голос.
- Стой! Стреляю!
- Не стреляй! – закричал Свицкий, – я не немец. Пожалуйста, не стреляйте! Они послали меня!
- Освети лицо.
Свицкий покорно повернул фонарь.
- Иди прямо. Свети только под ноги.
- Не стреляйте! – умоляюще говорил Свицкий. – Они послали сказать, чтобы вы выходили. Они сожгут вас огнём, а меня расстреляют, если вы откажетесь.
- Погаси фонарь.
Свицкий нащупал кнопку. Свет погас. Густая тьма обступила его со всех сторон.
- Кто это?
- Кто я? – Я еврей.
- Переводчик?
- Какая разница, - тяжело вздохнул Свицкий. – Какая разница, кто я. Я забыл, что я – еврей, но они мне напомнили об этом. Я просто еврей и только. И они сожгут вас огнём, а меня расстреляют.
- Их много.
- У меня всё равно нет патронов. Где наши? Ты что – нибудь слышал, где наши?
- Понимаете, ходят слухи, - Свицкий понизил голос до шёпота, - ходят слухи, что германцев разбили под Москвой, очень сильно разбили.
- А Москва наша? Немцы не брали Москву?
- Нет, нет, вы что? Это я знаю совершенно точно. Их разбили под Москвой. Под Москвой, понимаете.
В темноте неожиданно рассмеялись. Смех был хриплым, торжествующим, и Свицкому стало не по себе от этого смеха.
- Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза. Помоги мне, товарищ.
- Товарищ? Вы сказали товарищ? Боже мой, я думал, что уже никогда не услышу этого слова!
- Помоги мне. У меня что – то с ногами. Они плохо слушаются. Я обопрусь на твоё плечо.
Костлявая рука сжала плечо скрипача, и Свицкий ощутил на щеке частое прерывистое дыхание.
- Пойдём, не зажигай свет. Я вижу в темноте.
Они медленно шли по коридору. По дыханию Свицкий понимал, что каждый шаг давался неизвестному с мучительным трудом.
- Скажи нашим, - тихо сказал неизвестный, скажешь нашим, когда они вернутся, что я спрятал – он вдруг замолчал.
-Нет, ты скажешь им, что я спрятал – он вдруг замолчал.
- Нет, ты скажешь им, что я не сдал крепость. Пусть ищут. Пусть ищут во всех казематах. Крепость не пала: она просто истекла кровью, я – последняя её капля.… Какое сегодня число?
- 12 апреля.
- 20 лет, - неизвестный усмехнулся.- А я просчитался на целых семь дней.
- Какие 20 лет?
Неизвестный не ответил, и весь путь на верх они проделали молча. С трудом поднялись по насыпи, вылезли из дыры. И здесь неизвестный отпустил плечо Свицкого, выпрямился и скрестил руки на груди. Скрипач поспешно отступил в сторону, оглянулся и впервые увидел, кого он вывел из глухого каземата.
У входа в подвал стоял невероятно худой уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнём ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно разбитые, чёрные отмороженные пальцы. Он стоял, выпрямившись, высоко вскинув голову и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слёзы. И все молчали. Молчали и солдаты и офицеры, молчал генерал. Молчали бросившие работу женщины вдалеке, и охрана их тоже молчала. И все смотрели сейчас на эту фигуру, строгую и неподвижную, как памятник. Потом генерал что–то негромко сказал.
- Назовите ваше звание и фамилию, - перевёл Свицкий.
- Я - русский солдат.
Голос звучал хрипло и громко, куда громче, чем требовалось: этот человек долго прожил в молчании и уже плохо управлял своим голосом. Свицкий перевёл ответ, и генерал снова о чём-то спросил.
- Господин генерал настоятельно просит вас сообщить своё звание и фамилию. Голос Свицкого задрожал, сорвался на всхлип, и он заплакал и плакал, уже не переста - вая, дрожащими руками размазывая слёзы по впалым щекам. Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала упёрся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжественной насмешке:
- Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте? Это были последние его слова. Свицкий переводил ещё какие-то генеральские вопросы, но неизвестный молчал, по-прежнему глядя на солнце, которое не видел.
Подъехала санитарная машина, из неё поспешно выскочил врач и два санитара с носилками. Генерал кивнул, и врач с санитарами бросились к неизвестному. Санитары раскинули носилки, и врач сказал, но неизвестный, молча, отстранил его и пошёл к машине. Он шёл строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шёл один, с трудом
переставляя распухшие обмороженные ноги. И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряжённо, как на параде, вскрикнул команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко
вскинули оружие « на караул», и немец кий генерал, чуть помедлив, поднёс руки к фуражке.
И он, качаясь, медленно шёл сквозь строй врагов, отдавших ему сейчас высшие воинские почести, а если бы и видел, ему было бы уже всё ровно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти. Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая. Протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику, так и не покинувшему крепости. А он побрёл к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь лёгкий кровавый след. Но он шёл и
шёл, гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошёл. Возле машины. Он упал на спину, навзничь, широко раскинув ноги, подставив солнцу невидящие
широко-широко открытые глаза. Упал свободным, и после жизни, смертию смерть поправ.
Учитель.Подробности обороны крепости стали известны лишь тогда, когда в 1944 году вошли в освобожденный Брест бойцы нашей армии. Их взорам открылись руины, а на уцелевших стенах были найдены скупые надписи.
В 1971 году в Бресте открыт мемориал «Крепость - герой».
Учитель - И если вы побываете на Брестской земле, Выйдете к берегу реки и удивитесь необычайной тишине тех мест, не нарушайте ее. Пусть герои спят. Они отдали свою жизнь за родину в те дни, когда ей было особенно трудно. Они до конца выполнили свой долг.
Если вы окажетесь там, вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять лишь на десятом месяце войны. Почти год сражался этот человек один на один с врагом, без соседей справа и слева, без приказов и тылов, без писем из дома.
Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.
Крепость не пала, она истекла кровью. Здесь покоится прах восьмисот тридцати трёх погибших героев. Там пылает вечный огонь славы и скорби. Не спешите. Постойте. Вспомните. И поклонитесь..
27 миллионов лучших наших сыновей и дочерей потеряла наша Родина в ту страшную войну. Помните… (минута молчания)
- Нужно ли изучать произведения о войне?
Ученик.Мы, поколение начала 21 века, знающие о войне из книг, кинофильмов и рассказов ветеранов, прочитав повесть Б. Васильева «В списках не значился», думаем над тем, откуда брались у молодых ребят, пришедших со всех концов страны на огневые рубежи, силы выстоять в таком аду. Сражаться так, что даже враги восхищались их необыкновенной стойкостью и мужеством. Читая повесть, думаешь, какой огромной ценой завоёвано наше счастье – ценой жизни 27 миллионов человек. Они отдали во имя того, чтобы жили мы, самое дорогое – жизнь. Сражаясь с таким упорством, они думали не о себе, а о судьбе будущих поколений, о нас. Думаешь о них с чувством глубокой благодарности. Они сделали всё, что могли, даже больше. А теперь судьба Родины в наших руках. Мы отвечаем за всё.
Читая произведение, невольно думаешь: «А всё ли мы делаем, чтобы не было стыдно перед ними, отдавшими жизнь за нас?». И с сожалением скажешь: «Нет, не всё». Надо строже оценивать свои поступки, воспитывать чувство ответственности.