Инклюзивное образование в России: педагогика, психология и проблемы реализации.
Демидова Нина Семёновна,
учитель математики
МБОУ «СОШ № 5» г. Обнинска
Ввести инклюзивное образование в России пытались ещё с 80-х – 90-х годов, когда в 1991 г. в Москве открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег» по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации. С тех пор прошло почти тридцать лет, однако до сих пор приходится сталкиваться с рядом серьёзных проблем при интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс. Это и, элементарно, отсутствие подъёмников и пандусов, звуковых светофоров и парковочных мест для инвалидов рядом со школами и пр. Условно все проблемы можно разделить на ресурсные и социальные. К ресурсным проблемам относится нехватка материальных средств для удовлетворения потребностей особенных учащихся, с одной стороны, и с другой – нехватка специальных знаний и отсутствие чёткой политики школы в отношении инклюзии. Ресурсные проблемы, в свою очередь, можно поделить на два фактора: материальные ресурсы (отсутствие или нехватка материальных средств и специального оборудования, низкая заработная плата педагогов), а также информацию и знания. Отсутствие эффективной образовательной программы, непонимание того, как дети с ОВЗ будут сдавать ЕГЭ практически наряду со своими здоровыми сверстниками, отсутствие психологов и инструкторов-методистов, которые должны отвечать за интеграцию особенных детей в общеобразовательный процесс.
К социальным проблемам относится несовершенство федерального закона по отношению к образовательному процессу детей с инвалидностью, отсутствие единой государственной политики по отношению к инклюзии. В эту же группу мы можем отнести отсутствие программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью, а также наличие культурных стереотипов к людям с ОВЗ, когда детей изолируют если не физически, то морально от нормальной социальной активности и совместного досуга со здоровыми детьми.
Подразумевается, что в процессе инклюзии могут участвовать люди с когнитивными, физическими и ментальными отклонениями, инвалиды, дети трудовых мигрантов, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и пр. В нашей стране это направление только начинает развиваться, в то время как странах Европы и США уже давно используется целый комплекс образовательных подходов. К таким подходам можно отнести, например, интеграцию (когда, как было отмечено выше, дети с ОВЗ обучаются совместно со сверстниками, при этом образовательная программа остаётся неизменной и никак не приспособленной под их нужды); инклюзию (когда образовательные заведения реформируются под нужды детей с ОВЗ, происходит перепланировка учебных помещений, изменятся школьная программа) и мэйнстиминг (в этом случае дети с ОВЗ временно обучаются со своими сверстниками, встречаются с ними на праздниках, вместе проводят досуг).
В заключении отметим, что инклюзивное образование требует комплексного подхода. Во-первых, здание школы должно быть готово принять детей, например, с двигательными нарушениями, должен быть свободный доступ в школьное здание и во все его помещения (это и пандусы, и подъёмники, и лифты для инвалидов). Во-вторых, должна быть сформирована особая образовательная среда. Дети с ОВЗ требуют особого внимания и подхода. Далеко не каждый педагог может справиться с ними. Это тяжёлый и ответственный труд, который должен высоко цениться, ведь педагог, работая с больными детьми, несёт ответственность не только за их образование и воспитание, но и за поддержание здоровой атмосферы в классе.