Работа пианиста-концертмейстера с клавиром
Казалось бы, о такой очевидной вещи, как клавир, ставшей давно привычной для изучения и работы над музыкальным материалом, давно всё известно. Но это далеко не так. Какова история клавира, когда и где он появился, как эволюционировал? Информация об этом практически отсутствует, да и специальных исследований на эту тему не проводилось.
Клавир, а если быть точным – клавираусцуг (нем. Klavierauszug, от Klavier – фортепиано и Auszug – извлечение) – переложение для фортепиано (или фортепиано и голоса(ов); фортепиано и инструмента(ов)) оркестрового произведения или сочинения для ансамбля. Часто употребляется сокращённая форма этого слова, ставшая для нас привычной, – клавир. Может использоваться в процессе репетиций, а также для ознакомления широкой публики и музыкантов с произведениями.
В клавираусцуге вокальная партия записывается отдельно; переложение может быть сделано как двуручным, так и четырёхручным. Особую практическую значимость клавир имеет для разучивания музыкального материала с певцами-солистами, хором, а также во время работы солистов, хора, ансамблей с дирижёром, сценических рояльных репетиций опер и балетов, для которых привлечение оркестра является нецелесообразным и финансово необоснованным.
Появление первых клавиров тесным образом связано с началом музыкально-издательской деятельности. В середине XV века в связи с изобретением книгопечатания и развитием типографской промышленности были созданы первые технические приспособления для печати нот, при этом выполнял такую работу, как правило, один человек – он же и печатник, он же и издатель, он же и торговец.
На сегодняшний день мы имеем клавиры практически всех когда-либо изданных опер, оперетт, балетов, симфоний и других произведений с участием оркестра или ансамбля.
Почему именно рояль стал основным инструментом в деле переложения оперно-симфонической музыки? Рояль, как полноценный полифонический инструмент, имеющий диапазон более чем в семь октав и возможность больших динамических градаций, стоит особняком среди всех других музыкальных инструментов. Также рояль обладает неисчерпаемым богатством технических возможностей и выразительных средств для исполнения музыки различных стилей, жанров, направлений, что позволяет определить такие параметры исполнения оперного и балетного клавиров, как переосмысление средств воплощения музыкального образа через:
• смену темброво-инструментальных условий, приспособление фактурных возможностей фортепиано к фактуре и характеру звукоизвлечения оркестрового произведения;
• индивидуальные технические умения концертмейстера с использованием пространственных фактурных, артикуляционных и штриховых средств для нахождения соотношения с тембровым звучанием оркестровых инструментов;
• сопоставление различной силы звука фортепиано в соответствии со звуковыми возможностями каждого инструмента оркестра;
• полифоничность музыкальной ткани.
Именно на таком фундаменте строится эмоционально-содержательная составляющая музыкального языка и, соответственно, технологические приёмы исполнения клавира: например, достижения фактурными средствами нужной динамической плотности, нахождение адекватных форм воспроизведения звука путём имитации инструментальных штрихов, выделение ведущих голосовых линий, трансформация элементов фактуры (редукция и амплификация) и т.д.
Использование конкретного приёма возможно только в результате скрупулёзного изучения клавира и партитуры, понимания индивидуальных выразительных особенностей инструментов симфонического оркестра, накопление опыта исполнительских ассоциаций.
Одним из важных условий профессионального изучения оперного клавира является детальное ознакомление с историей развития оперного искусства, понимание стиля и исполнительских традиций. Такой подход способен предостеречь концертмейстера от формального прочтения произведения и предоставить в его распоряжение наблюдения, касающиеся жанровых и стилистических закономерностей, тем самым помогая сделать убедительной исполнительскую интерпретацию произведения. Анализируя соответствующие тенденции и изучая каждый стилевой ряд, концертмейстер, а через него – оперные певцы получают возможность ориентироваться в сложных соотношениях различных компонентов оперного клавира.
Обратим внимание на «относительность» абсолютно любого клавира. Композиторы, которые пишут партитуру, в работе над её переложением для исполнения на фортепиано не всегда учитывают особенности игры на рояле, насыщая фортепианную фактуру немалыми трудностями. По этой причине концертмейстеру в повседневной работе необходимо трансформировать музыкальную ткань, делая её более комфортной для исполнения на фортепиано.
Такая необходимость приводит к сознательным исключениям некоторых элементов нотного текста из партитуры. Важно отметить, что подобного рода упрощения не должны приводить к формальному избавлению от всего того, что неудобно играть. Поэтому исполняемая фактура должна быть грамотно рационализирована и приспособлена для удобного исполнения без смысловых потерь.