Продвижение интереса школьников к чтению нестандартными способами: «Литературное следствие» и «Школа будущих фантастов»
© Денис Паничкин
Ранее я дал описание своего сборника «100 нетривиальных заданий для продвижения интереса школьников к чтению».1
Ответвлениями авторских нетривиальных заданий по чтению стали две другие авторские разработки (в настоящее время в процессе создания):
1.«Литературное следствие» - название отсылает к передаче «Следствие вели», и строиться по возможности мероприятие должно по аналогии. В качестве «расследования» во всех случаях будет осуществляться … поиск литературных предшественников. Направленность этой передачи должна быть против показной оригинальности. Выпуски таких передач могут сочетаться по двум условным направлениям:
«взрослые», например, по творчеству Шекспира, у которого было только три сюжета, придуманных им самим – «Виндзорские насмешницы», «Сон в летнюю ночь» и «Буря», или как создавался «Ревизор» Н. В. Гоголя. Последний пример является головным сюжетом, поскольку именно он стал основой данной идеи, а между тем на самой Украине с её «научным национализмом» и Гоголь не в чести, и Г. Ф. Квитка-Основьяненко с его литературным дебютом «Приезжий из столицы» незаслуженно забыт;
«детские». Здесь можно вспомнить, в чём сходство и в чём различие «Белоснежки» братьев Гримм и «Мёртвой царевны» А.С. Пушкина, каким нравственным смыслом отличается «Буратино» А. Н. Толстого от «Пиноккио» К. Коллоди, а сказки А.М. Волкова о Волшебной стране – от сказок Л. Фрэнка Баума о Стране Оз.
Часто использование заимствованных мотивов может сопровождаться межпредметными связями. Например, это возможно для произведений В.А. Обручева. «Плутония» написана по мотивам романов Жюля Верна «Путешествие к центру Земли» и Артура Конан Дойла «Затерянный мир», при этом Обручев исправляет геологические ошибки, а в отношении вымерших животных наводит порядок, сохранив идею. Кстати, и второе произведение этого автора «Земля Санникова» имеет литературного предшественника – «Заколдованная земля» Карела Глоуха, и тоже с ошибками, неприемлемыми для настоящего учёного.
Предполагается, что один сезон не должен превышать 33-35 выпусков – по числу недель в учебном году без каникул. При этом готовых авторских решений нет. Предполагается, что для организации передачи должна быть создана сюжетная группа.
2. «Школа будущих фантастов». В современной фантастике жанр антиутопии, демонстрирующий негативные сценарии развития будущего человечества, является доминирующим. При этом жанр антиутопии сам по себе не является вредным – ведь указывать обществу на возможные ошибки в развитии тоже может быть вполне оправданным и полезным. Однако, для этого следует указать, что такое общество возникло не само по себе, а является следствием недобросовестных действий лиц, принимающих решения, в их недальновидных и своекорыстных интересах, следует продемонстрировать близкие к реальности пути предотвращения такого развития событий. Но современные антиутопии – это не предупреждение, а устрашение. «Времена доброй фантастики закончились», - мнение «ханжей от нравственности» из «Научи хорошему».
Показная оппозиция только критикует зарубежную и подражающую ей, к сожалению, отечественную фантастику последних лет, но дальше критики, пусть и справедливой, не идёт. Имея все материальные и организационные возможности возродить ту самую добрую фантастику, время которой якобы «прошло», ханжи от нравственности не делают этого, потому что их интересует только собственная популярность.
«Школа будущих фантастов» - для тех, кто решительно не согласен с этим. Для тех, кто понимает, что массовое вторжение антиутопий – длительное, но временное событие, которое произошло не само по себе, а является искусственным процессом, в том числе – следствием «литературных проектов», и его продолжительность в сторону сокращения зависит от нас.
На уровне идеологии я вижу иное – воскресить старую фантастику и учиться её создавать, отрабатывая непринятие многого, что происходит сейчас. Создать своего рода «Ефремовское движение»(и в том, что эта идея верная и нуждается в поддержке, я лишний раз убедился во время «дикой экскурсии» в дом-музей И.А. Ефремова в Вырице).
Структура основного учебника (так же, как и «Литературное следствие», в настоящее время в работе) «Школы будущих фантастов» включает:
Авторские наставнические послания (некоторые из них публиковались как самостоятельные произведения, начиная с 2014 года, и теперь перечислены в состав «Школы будущих фантастов»);
Нетривиальные задания в «Классе Народного Самиздата», но только на темы фантастики;
Игры на реальном пространстве города (в основной петербургская тематика, например, восстановление судоходности Обводного канала);
Организация общественной работы «Школы будущих фантастов».
Приведу один из примеров авторского задания в «Классе Народного Самиздата». Это задание отличается от других тем, что постановка даётся без вводной, и сразу предлагается авторское решение, причём и постановка, и авторское решение содержит намеренные и смешанные заимствования. Предлагается или развить предлагаемое решение, или предложить своё, но той же направленности.
Задание:
Итак, задание предполагает: возможна ли реализация темы романа Ч. Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») в противоположной направленности – здорового и осторожного оптимизма?
Пример решения
Действие происходит в районе одного из российских космодромов (как действующего, так и вымышленного, в недалёком будущем). Разумеется, вблизи тоже есть железнодорожная станция, но среда – не степь, а лес, причём лес добрый.
Параллельная фоновая линия – смешение легенд различных народов, легенд русских и местных (здесь использованы мотивы и из произведения Е. Грушко «Хорги»).
Основная из этих легенд называется «Птица-Солнце».
Сюжет я почерпнул из региональной газеты 1990-х годов. Некий народ, разумные птицы, живущие в грязи. Неприятное описание их повседневной жизни. Грязь является для них богатством, создана целая наука о проблеме её накопления и распределения, существует и философия жизни в грязи. Но так было не всегда, есть немногочисленные, которые утверждают, что птицы были созданы Птицей-Солнцем, и могли летать, а не копаться в грязи. Главный герой из таких, но понимает, что даже его клан не слишком верит, он получает незаслуженные насмешки за то, что много говорит и думает о несоответствии легенды и нынешней жизни. Всё чаще он остаётся один, и случайно находит три странных яблока, очень маленьких, которые можно съесть «в один укус». Он не знает, что это останки Древней Птицы-Солнца, и проглатывает их, и становится Новой Птицей-Солнцем, узнав, что древние легенды не лгут. Далее помню смутно, но важные сцены. Новая Птица-Солнце перед своим народом. «И они стали бросать грязь в него, но грязь не прилипала к нему». И ещё о том, как Новая Птица-Солнце помогает маленькой птице, крылья которой безнадёжно слиплись, и как грязь совершенно уничтожена. Насколько это отличается от повествования о манкуртах!
Как и в случае с «Литературным следствием» я считаю, что оригинальность необязательна. Напротив, заимствование сюжетной канвы при иной авторской позиции может дать не худшие, если не лучшие, результаты.
1 https://www.art-talant.org/publikacii/48104-ispolyzovanie-netrivialynyh-zadaniy-dlya-prodvigheniya-interesa-shkolynikov-k-chteniyu