Характеристикатехнологиипроблемногообучения
Задача современной школы – не только выработать у учащихся определенную систему навыков и умений, ее главная задача – научить школьников их активному и творческому применению во взаимоотношениях с природой, сформировать у них научное мировоззрение, что возможно лишь при высоком уровне мотивации учащихся. Формированию положительной мотивации изучения школьных дисциплин способствует технология проблемного обучения – технология, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Таким образом, ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Проблемное обучение как средство формирования учебной деятельности получило распространение в 20-30-х годах в зарубежной школе. Оно основано на теоретических положениях американского педагога, психолога и философа Дж. Дьюи (1859-1952), который основал опытную школу в Чикаго (1984 г). Занятия чтением, письмом, счетом проводились только в связи с потребностями, которые возникали у детей спонтанно по мере их физиологического созревания. В качестве источников познания ребенку предоставлялись: слово, технические устройства, произведения искусства. Также дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд [5].
В отечественной педагогике методики проблемного обучения стали актуальными со второй половины 1950-х годов. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем [6].
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их раз решению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Для проблемного метода обучения характерно то, что знания и способы деятельности не даются в готовом виде, не предлагаются инструкции и правила, следуя которым, обучаемый мог бы высказаться правильно. Смысл данного метода – стимулировать поисковую деятельность обучаемого. Представленный подход обусловлен современной ориентацией образования на воспитание творческой личности и на закономерности ее развития, в частности, интереса и мышления, формируемых именно в проблемных ситуациях.
Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности обучающегося, развитие его творческих способностей [6].
Задачи проблемного обучения:
– развитие творческих мыслительных способностей у обучаемого;
– усвоение знаний, умений и навыков посредством самостоятельного решения проблем;
– формирование активной, творческой личности, способной выдвигать и разрешать нестандартные профессиональные проблемы.
Проблемные методы основаны на создании проблемных ситуаций: психологической и педагогической. Первая касается деятельности обучающегося, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается посредством активизирующих действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих важность и новизну объекта познания. Создание же психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально и должна быть посильна для обучающихся.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Преподаватель создает проблемную ситуацию и направляет обучающихся на ее решение, при этом организуя поиск этого решения. Трудность управления проблемным обучением в том, что от преподавателя требуется использование индивидуального и дифференцированного подхода.
Конкретным способом выражения проблемы служат познавательные задачи и вопросы. Поэтому анализ проблемной ситуации, выявление ее отношений и связей выражается в форме задач. Сформулированная задача создает внешние условия для осознания проблемной ситуации. Мышление начинается с проблемной ситуации, с ее осознания и принятия, поэтому, чтобы пробудить ситуацию мыслительной активности, например, при чтении, нужно ее увидеть как систему задач, т.е. скрытых проблемных ситуаций. Обучающиеся, которые видят задачи и отраженные в них проблемные ситуации в тексте, воспринимают информацию как ответы на вопросы, возникшие у них при восприятии текста. Эти вопросы включают механизм их мыслительной активности, поэтому усвоение даже готовых заданий является для них эффективным и в плане функциональности этих заданий, т.е. усвоение и развитие осуществляется у таких обучающихся одновременно.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемная ситуация является центральным понятием проблемного обучения. В дидактическом плане можно говорить о проблемной ситуации, как о такой ситуации, в которой обучаемый не может выполнить известным ему способом поставленного перед ним задания и ему приходится находить новый способ его выполнения. Задания же, при помощи которых создается проблемная ситуация, следует называть, соответственно, проблемными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред от 05.12.2017) // Российская Газета, Вып. № 542 от 31 декабря 2012 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»// Российская Газета, Вып. №103 от 20 декабря 2010 г.
Научная и учебная литература
Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
Лернер, И. Л. Проблемное обучение / И. Л. Лернер. – М., 2014. – 267 с.
Мельникова, Е.И. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.И. Мельникова. – М., 2002. – 185с.
Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – М., 2015. – 246 с.
4



