«Понятие и содержание принципа свободы договора, его место в системе принципов гражданского права России»
Принципам права всегда отводилось довольное широкое изучение учёными, которые давали им разные, но в большинстве всегда схожие по смыслу определения.
В общем смысле слово «принцип» (от лат. principium) обозначает основу, руководящую идею, исходное положение1.
Принципы права имеют важное значение для его идентификации. Они представляют собой основные идеи или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только нормы права, институты или отрасли, но и вся его система2.
Принципы права воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла3. В частности, основные начала гражданского права являются руководящими в ходе разработки новых гражданских законов, а также в процессе правоприменения4. Поэтому правильное понимание и применение норм гражданского законодательства возможно только с учётом общих принципов гражданского права5.
Обобщая разные определения, можно кратко подытожить применительно к области гражданского права, что с одной стороны принципы отражают существо содержания, социальную направленность и главные отраслевые особенности правового регулирования, что позволяет лучше понимать его смысл, правильно толковать и применять конкретные правовые нормы. А с другой стороны, принципы права должны учитываться при обнаружении пробелов в законодательстве и применении правовых норм по аналогии6.
В вопросе о принципах гражданского права необходимо акцентировать важную и неразрывную связь с ними метода гражданско-правового регулирования.
В общем смысле, метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли на общественные отношения, составляющие её предмет7.
Экономическая независимость и самостоятельность участников, регулируемых гражданским правом отношений закрепляются путём признания их юридического равенства, составляющего основную характеристику метода гражданского права.
Гражданско-правовой метод – это способ воздействия на отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к правообладанию, диспозитивностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой самостоятельности сторон8.
Таким образом, метод гражданского права относится к общедозволительному типу, когда субъекту предоставляется возможность выбирать любой вариант поведения, кроме тех, что прямо и строго сформулированы в виде запретов. Правовая формула выглядит следующим образом: «разрешено всё то, что прямо не запрещено».
Дозволительный характер гражданско-правового регулирования, рассчитанный на инициативу участников, предполагает возможность появления таких правоотношений, которые вообще не предусмотрены ни в одной правовой норме, но соответствуют общим началам и смыслу гражданского законодательства (ср. п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 6 ГК)9.
Принципы права и метод правового регулирования являются разнопорядковыми явлениями: метод первичен по отношению к принципам. Однако, несмотря на это, рассматриваемые категории тесно переплетаются, являются взаимообусловленными, существование одной невозможно представить без существования другой. Так, при отсутствии в гражданском праве принципа свободы договора диспозитивный метод оставался бы нереализованным, автономия воли субъектов превратилась бы в фикцию10.
Можно сказать, что принцип свободы договора не только подчёркивает, но и раскрывает смысл метода правового регулирования отрасли гражданского права. Многие учёные указывают, что принцип свободы договора составляет одно из основополагающих начал частноправового регулирования, которое по-своему социально–экономическому значению стоит в одном ряду с принципом признания и неприкосновенности права частной собственности11.
Так как при диспозитивном методе регулирования гражданские правоотношения устанавливаются по воле участвующих в них лиц, типичным для гражданского права основанием возникновения правоотношения является договор12. Гражданско-правовой договор представляет собой основную, важнейшую правовую форму экономических отношений обмена13. В большинстве случаев именно благодаря договору осуществляется перемещение материальных благ. Поэтому договор обеспечивает динамику имущественных отношений14.
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении взаимных гражданских прав и обязанностей. В данном смысле договор представляет собой разновидность сделки, которая в соответствии со статьёй 153 ГК представляет собой действия граждан и юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. На основании изложенного, договор является многосторонней сделкой (п. 1 ст. 154 ГК РФ).
Обобщая основные свойства договора, необходимо подчеркнуть, что это прежде всего соглашение, то есть согласование двух воль. А для реального согласования воль субъекты волеизъявления должны обладать свободой (автономией) воли15. Отсюда следует, что договор уже сам по себе предполагает свободу и самостоятельность его сторон, выражающих свою автономную волю, что подтверждается и многочисленной судебной практикой16.
Таким образом, широкое применение и возможности договора обусловлены тем, что, как правовая форма, он соответствует характеру регулируемых гражданским правом имущественных отношений рынка, когда необходимы самостоятельность и инициатива участников экономического оборота и, следовательно, определенная свобода (диспозитивность) правового регулирования. Эти основополагающие начала договорного права в условиях рыночной экономики закреплены в статье 421 ГК «Свобода договора»17.
Примечательно, что статья 421 ГК РФ раскрывает суть принципа свободы договора, прямо закреплённого прежде всего в статье 1 ГК РФ. Таким образом, принцип свободы договора изначально закреплён в общих положениях, относящихся ко всему гражданскому законодательству, а далее его определение раскрывается в нормах, освящающих положения о договоре. Отсюда следует, что режим свободы договора в гражданском законодательстве РФ относится и к основным началам, руководящим идеям всего гражданского права, и к нормам, прямо регулирующим соответствующие отношения18.
Кроме этого, принцип свободы договора, как одно из основных начал российского гражданского законодательства, направлен на реализацию статей 8, 34 и 35 Конституции РФ, провозглашающих свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и иные права19. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, принцип свободы договора является конституционной основой правовой рыночной экономики20.
Так, о конституционном значении принципа свободы договора говорится, например, в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 06.06.2000 № 9–П21, от 23.01.2007 № 1–П22, от 27.11.2008 № 11–П23, где указывается, что свобода гражданско-правовых договоров в её конституционно–правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон.
Ю.Л. Ершов относит этот принцип к учредительным, декларативным (целеустановительным), общезакрепительным нормам, подчёркивая важность этого принципа для социального, экономического и политического строя24.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается в том числе на признании свободы договора. Это положение конкретизируется в пункте 2, где раскрывается юридическая свобода граждан и юридических лиц при приобретении и осуществлении своих гражданских прав, которая выражается в том, что они действуют своей волей и в своем интересе25. Следовательно, проявлением этой юридической свободы является договорная свобода, которая наиболее полно выявляется в сфере договорного права и раскрывает своё содержание в статье 421 ГК.
Одним из элементов содержания свободы договора является свобода сторон в решении вопроса заключать или нет договор, которая зависит только от воли потенциальных контрагентов (п. 1 ст. 421 ГК)26.
Пункты 2 и 3 статьи 421 ГК выявляют элемент содержания свободы договора, который предоставляет сторонам свободный выбора вида заключаемого договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (непоименованный договор) или договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
Пунктом 4 рассматриваемой статьи предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). В этой норме отражается третий закреплённый законодателем элемент свободы договора, который можно назвать как свобода в определении условий договора27.
Таким образом, на основе анализа статьи 421 ГК РФ, можно заключить, что принцип свободы договора необходимо рассматривать как единство трёх его элементов, раскрывающих его содержание: 1) свободы сторон в заключении договора; 2) свободы выбора вида заключаемого договора; 3) свободы в определении условий договора.
Вместе с тем, как утверждают многие учёные, принцип свободы договора имеет и другие проявления. Так, по общему правилу стороны договора по своему свободному соглашению могут изменить или расторгнуть (прекратить) заключенный ими договор (п. 1 ст. 450 ГК РФ).
Однако законодатель акцентирует наше внимание именно на этих трёх элементах содержания принципа свободы договора, у каждого из которых есть свои ограничения, о чём речь пойдёт в соответствующих главах, посвящённых каждому из этих элементов в отдельности.
Помимо всего, принцип свободы договора в гражданском праве тесно взаимодействует с принципом обязательности контрактов – pacta sunt servanda, что в переводе с латинского означает «договор должен исполняться». Согласно этому принципу никто не вправе попирать волю сторон, что касается как правоприменительных органов (в первую очередь – суда), так и вообще любых участников правоотношений28, в том числе самих сторон договора. Между участниками гражданско-правовых отношений устанавливается базовая договоренность о соблюдении заключённых соглашений, которые подлежат в случае их невыполнения одной из сторон судебной защите.
Свобода договора в сочетании с приданием условиям договора судебной защиты – наиболее эффективная регулятивная стратегия, которая обеспечивает стабильность деловых связей и создает уверенность в исполнении принятых обязательств29.
Таким образом, принцип свободы договора – важнейший принцип гражданского права, опосредованный свободой воли и заключающийся в возможности субъектов гражданского права вступать в договорные правоотношения, определять их содержание, изменять и прекращать их добровольно, исходя из своей свободы и своих интересов.
Как установлено в п.1 статьи 421 ГК РФ «граждане и юридические лица свободны в заключении договора». Следовательно, по общему правилу, не допускается принуждение к заключению договора. В этом положении закона и выражается принцип свободы договора.
1 Ткаченко А.А. Понятие и система принципов гражданского права [Электронный ресурс] / Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. – 2012. – № 84(10). URL: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/10.pdf.
2 Марченко М.Н. Правоведение: учебник / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. – М.: Велби ТК, 2019. С. 18.
3 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – Юристъ, 2018. С. 82.
4 Гражданское право: учебник. Том I / под ред. О.Н. Садикова. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА–М», 2018. С. 8.
5 Гражданское право: учебник в 3 т. Т. 1 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2018. С. 25.
6 Гражданское право: В 4 т. Т. 1: Общая часть: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция» / отв. ред. – Е.А. Суханов. – М.: Волтерс Клувер, 2018. С. 49.
7 Гражданское право: В 4 т. Т. 1 / отв. ред. – Е.А. Суханов. М., 2018. С. 45.
8 Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Ф. Яковлев. – Свердловск, 1972. С. 69. URL: http://pravo.news/kniga–grajdanskoe–pravo–rossii/grajdanskopravovoy–metod–kak–sovokupnost–28830.html.
9 Гражданское право: В 4 т. Т. 1 / отв. ред. – Е.А. Суханов. М., 2018. С. 50.
10 Танага А.Н. Указ. соч. С. 22.
11 Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой [Электронный ресурс] / под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2018 // СПС «КонсультантПлюс»; Гражданское право: в 4 т. Т. 3: Обязательственное право: учебник для студентов вузов … / отв. ред. – Е.А. Суханов. – М.: Волтерс Клувер, 2018. С. 175.
12 Гражданское право: учебник в 3 т. Т. 1 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 2018. С. 95.
13 Гражданское право: В 4 т. Т. 3 / отв. ред. – Е.А. Суханов. М., 2018. С. 171.
14 Гражданское право: учебник / под ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект, 2019. С. 207–208.
15 Танага А. Н. Указ. соч. – С. 14.
16 Решение Арбитражного суда Московской области (АС Московской области) от 21 августа 2020 г. по делу № А41-14980/2020 // СПС «КонсультантПлюс»; Решение Арбитражного суда города Москвы (АС города Москвы) от 14 августа 2020 г. по делу № А40-75822/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
17 Гражданское право: Учебник. Том I / под ред. О.Н. Садикова. – М., 2006. С. 349.
18 Постановление Арбитражного суда Московского округа (ФАС МО) от 3 августа 2020 г. по делу № А41-17176/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
19 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. Ст. 445.
20 Бычков А.И. О некоторых условиях смешанного договора [Электронный ресурс] / А.И. Бычков // Юрист. – 2013. – № 16. С. 42. URL: http://www.center–bereg.ru/b1355.html.
21 Постановление Конституционного Суда РФ от 06.06.2000 № 9–П «По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 2 статьи 77 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой открытого акционерного общества «Тверская прядильная фабрика» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 24. Ст. 2658.
22 Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 № 1–П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В.В. Макеева» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 6. Ст. 828.
23 Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2008 № 11–П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в связи с жалобами граждан А.Ф. Кутиной и А.Ф. Поварнициной» // СПС «КонсультантПлюс».
24 Ершов Ю.Л. Принцип свободы договора и его реализация в гражданском праве Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Ершов Юрий Львович. – Екатеринбург, 2001. С. 31.
25 Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1 – 5 [Электронный ресурс] / под ред. Л.В. Санниковой. – М.: Статут, 2022 // СПС «КонсультантПлюс».
26 Танага А.Н. Указ. соч. С. 64.
27 Решение Арбитражного суда Московской области (АС Московской области) от 7 августа 2020 г. по делу № А41-13982/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
28 Ершов Ю.Л. Указ. соч. С. 75.
29 Карапетов А.Г. Экономические основания принципа свободы договора [Электронный ресурс]. URL:http://lexandbusiness.ru/view–article.php?id=1048 (дата обращения: 08.06.2022).