Статья: «Проблема целостности урока в методике музыкального образования».
К числу важнейших, центральных проблем, относящихся к содержанию и организации урока музыки, следует отнести и разработку методических подходов к реализации принципа целостности урока музыки.
Следует отметить, что в теории музыкального образования проблема целостности урока является одной из наименее разработанных. В связи с этим попытаемся отразить различные позиции по данной проблеме.
Согласно концепции Д. Б. Кабалевского, основанием, способствующим достижению целостности урока, является его тема. «Отдельные произведения, комментарии и вопросы учителя, ответы учащихся – словом, все, что звучит, все, что происходит на уроке, подчиняется основной теме как общей закономерности, объединяющей все частные случаи.
Таким образом, урок перестает распадаться на мало, а то и вовсе не связанные друг с другом составные части. Какие-либо членения урока, связанные с рабочим планом его проведения, могут существовать лишь в сознании учителя, но ни в коем случае не в сознании учащихся. Для них урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство».
В целостном осознании музыкального искусства, как подчеркивает Д. Б. Кабалевский, особое значение имеет живое восприятие музыки. Учиться слышать музыку учащиеся должны на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.
Целостности урока может способствовать, как отмечает Н. А. Терентьева, выстраивание последовательности отдельных видов музыкальной деятельности как цельной и динамичной композиции. У этой композиции «есть своего рода завязка проблемы, ход ее решения, кульминация, самая яркая точка урока, когда на максимально высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя неожиданные эстетические открытия, и наконец, развязка, где подводятся итоги».
Одним из способов достижения целостности урока, по мнению Л. В. Школяр, может стать ориентация деятельности учителя на предуготовленность ребенка к процессу творчества. Достижению такой предуготовленное способствует предлагаемый автором метод моделирования художественно-творческого процесса.По мнению автора, благодаря его действию «школьник ставится в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника, как бы заново создающего произведение искусства для себя и для других людей»1. При такой организации занятий ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления». При этом автор метода подчеркивает, что его применение равным образом относится к любому виду музыкальной деятельности.
В теории музыкального образования отмечается, что достижение целостности урока музыки во многом зависит и от того, насколько учитель сможет вдохнуть в него свою душу, свой профессионализм, свое мастерство, которые помогут провести занятие на «одном дыхании» и тем самым реализовать идею эмоциональной драматургии урока.
В этой связи необходимо иметь в виду, что, будучи учебным предметом, урок должен отвечать тем основным требованиям, которые предъявляются ко всем школьным предметам. Вместе с тем специфика общения учащихся с музыкой предполагает «переинтонирование» содержания общедидактических требований в соответствии с направленностью их на постижение музыки как искусства, что обусловливает необходимость учета учителем в содержании и организации учебного процесса специфики урока музыки как урока искусства.
Приблизиться к уровню общения с музыкой как с искусством дети смогут только в том случае, если опыт такого общения станет для них привычным и необходимым. А это значит, что в уроке музыки, как в целом, так и во всех его элементах, должна находить отражение специфика музыки как искусства. Вот почему важнейшей методической задачей учителя становится нахождение способов реализации в уроках музыки союза педагогики и музыкального искусства.
Необходимость такого союза признают все педагоги-музыканты. При этом в современной теории и практике музыкального образования урок все чаше
рассматривается как «педагогическое произведение учителя» (М. Н. Скаткин и др.). В этой связи об уроке музыки можно говорить как о «музыкально-педагогическом произведении» учителя. Ибо такое произведение - это результат его творчества не только как педагога, но и как музыканта широкого профиля .Музыкально-педагогические воззрения учителя, его взгляды на музыку, круг музыкальных интересов, система ценностей, многогранный опыт общения с музыкой во всех видах музыкальной деятельности становятся жанрово-стилевыми детерминантами урока, без которых он немыслим как урок искусства. С другой стороны, можно говорить об уроке и как о совместном творчестве учителя и учащихся.
В создании урока как музыкально-педагогического произведения важную роль играет режиссура.В последние годы в учебных предметах художественного цикла утверждаются такие понятия, как «педагогическая режиссура» (Е. В. Кожара, Н. А. Барышева, О. С. Булатова), «режиссура урока» (В. А. Ильев, О. С. Булатова), «режиссура поведения учителя» (В. М. Букатов, А. П. Ершова). Все эти понятия свидетельствуют о множестве точек соприкосновения педагогической техники с режиссурой.
При этом педагогическую режиссуру предлагается рассматривать как искусство создания гармонически целостного, обладающего определенным художественным единством педагогического процесса в масштабах законченного дидактического цикла или применяемой формы (Н. А. Барышева).
Осуществление режиссуры исходит из первоначального образа-замысла урока музыки и образа-воплощения данного замысла в конкретном проводимом уроке, которые отличны между собой по степени «проработки материала».
Образ-замысел - это обобщенное художественно-педагогическое представление об уроке, возникающее в воображении учителя. В нем намечаются лишь общие и наиболее существенные представления об уроке (тема, форма, контуры драматургического развития). И это — тот исходный «материал», на основе которого учитель будет создавать свой урок как музыкально-педагогическое произведение.
В образе-воплощении все черты, свойственные образу-замыслу, не только сохраняются, но и получают конкретизацию в виде:
конкретного музыкального материала;
отбора методических способов и приемов;
соотнесения отобранного музыкального материала с представлениями о возможной реакции детей на общение с тем или иным музыкальным произведением;
соотношения форм и видов деятельности и общения;
смены эмоциональных состояний и выявления эмоциональной и смысловой кульминации/кульминаций урока;
последовательности смысловых вех;
степени активности учащихся в каждом из видов музыкальной учебной деятельности и использования механизмов ее активизации;
конкретных проявлений артистизма учителя и характера, стиля его взаимоотношений с учащимися.
В результате выкристаллизовывается авторское видение и слышание учителем созданного им урока как музыкально-педагогического произведения.
Важно, чтобы в процессе создания Образа-замысла урока у педагога было ощущение целого и чтобы все элементы замысла вырастали из общего «зерна» (В. И. Немирович-Данченко). Под «зерном» понимается не просто рассудочный план, мысль, но и особое чувство в душе учителя, которое приводит в действие его фантазию, способствует установлению единства мысли и чувства.
В последние годы все больше педагогов-музыкантов обращаются к категории «жанр» применительно к уроку музыки (Т. П. Ковалева, А. В. Копылова, Б. С. Рачина, С. Л. Старобинский и др.). Тем не менее теоретически эта проблема еще не получила достаточной разработанности.
В связи с этим весь последующий материал, относящийся к рассмотрению жанра урока музыки, представляет собой материал для его обсуждения и выработки своей позиции.
Вкачестве примера рассмотрим возможность метафорической интерпретации понятия «жанр» по отношению к уроку музыки. С этих позиций жанр урока музыки может быть представлен в виде обобщенной характеристики содержания и организации урока как музыкально-педагогического произведения, отражающей ту или иную характерную для него образно-эмоциональную сферу и совокупность музыкально-педагогических средств. При этом учитель музыки обращается преимущественно к тем жанрам, в обобщенном образе которых потенциально заложены возможности раскрытия темы урока под определенным педагогическим ракурсом.
Так, например, одна и та же тема урока может быть интерпретированакак урок музыки в жанре музыкально-педагогической поэмы, оды, сказания, фрескии т. п. И это будут принципиально различные ракурсы ее методического рассмотрения в содержательно-смысловом аспекте, в драматургическом развертывании учебного процесса, в эмоциональном тонусе урока.
При раскрытии темы урока музыки в жанре музыкально-педагогической поэмы главными станут прежде всего лирические, драматические, лирико-драматические аспекты ее рассмотрения.
Обращение к уроку в жанре музыкально-педагогической оды усилит гимнические черты в его музыкально-педагогическом решении, придаст ему черты монументальности
При рассмотрении урока в жанре музыкально-педагогического сказания на первый план выйдет эпическое повествование.
Выбор урока в жанре музыкально-педагогической фрески приведет к поиску масштабного раскрытия темы.
Важная задача учителя-режиссера - разработать архитектонику урока музыки (которую в известном смысле можно рассматривать и как его композицию).Рассматривая архитектонику в педагогическом ракурсе, исследователи обращают внимание на то, что именно этот термин способен отразить психологически отточенный процесс развития действия от его завязки через взлеты и спады к психологическим вершинам (Е. В. Кожара).
Решая эту задачу, необходимо помнить о таких важных составляющих, как: содержательность композиции урока; диалектика формы и содержания, соответствие законам выбранного жанра; диалогичность, ассоциативность; оптимальное распределение времени между взаимосвязанными между собой элементами занятия; прогнозирование эмоциональной и интеллектуальной составляющих урока.
Музыкально-педагогическая композиция урока складывается прежде всего на основе единства содержания и формы. При этом имеется в виду как структура урока в целом и в каждой его части, так и характер взаимосвязи между ними. Здесь ближе всего проявляется сходство формы урока как музыкально-педагогического произведения и выработанных в практике музыкального искусства собственно музыкальных форм. Важно, что учитель музыки не только знает эти формы, понимает их выразительное значение, но и, как правило, способен их по-новому, творчески интерпретировать по отношению к решению музыкально-педагогических задач. Вот почему, как показывает практика, в уроке музыки часто можно увидеть двух- и трехчастные, в том числе репризные, построения, форму родно, вариации. Они применимы не только к содержанию и организации отдельных видов музыкальной деятельности на уроке (что, например, отмечала Н. Л. Гродзенская по отношению к слушанию музыки), но и ко всему уроку в целом.
Каждая из обозначенных форм урока получает педагогическую интерпретацию. При этом она непременно связана с тематическими линиями урока. Так, репризностьспособствует закреплению материала. Вариативностьдает возможность представить одно и то же явление в многообразии своих проявлений. Рондопозволяет акцентировать внимание учащихся на каком-либо одном особо важном элементе урока в сопоставлении с другими.
Характеризуя построение драматургии урока в одной из музыкальных форм, Н. В. Суслова подчеркивает, что одного указания на то, что сегодняшний урок проходит, например, в форме рондо, недостаточно. Необходимо обратить внимание ребят на то значение, которое приобретает повторяющийся фрагмент в их собственном сознании, в сознании людей, участвующих в ситуации повторения чего-либо, и на то значение, которое приобретают в сравнении с повторяющимся разделом остальные моменты урока.
Это, по мнению автора, поможет установить осознанную связь между явлениями искусства и явлениями жизни, моделируя по законам искусства «кусочек» непосредственной жизни детей. С помощью такого приема музыкальная форма становится понятной ребенку1.
Суслова Н. В. Методика развития музыкального мышления детей//Подуровски й В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. С. 101.
Одним из центральных моментов, относящихся к музыкально-педагогической композиции урока музыки, является его драматургическое развитие. Оно рассматривается прежде всего как развертывание основной Идеи й содержания урока музыки в целом.
Как отмечает Н. Н. Гришанович, каждый урок — это сложная, многоголосная и полифоническая партитура смыслов, образов, художественно-педагогических задач, методов и в целом — художественно-педагогического диалогического общения. И в то же время это органическая художественно-психологическая целостность. Автор проводит аналогию между созданием «партитуры» урока и партитуры музыкального произведения: как музыкальный образ вырастает из интонации, так и урок должен иметь смысловую единицу, сохраняющую, как интонация, все свойства целого.
:Такой смысловой единицей может стать, по мнению автора, художественно-коммуникативная ситуация. Она всегда целостна во взаимосвязи структурных составляющих, каковыми выступают:
реальные участники художественно-педагогического общения - учитель и учащиеся, которые могут выступать в ролях композиторов, исполнителей и слушателей;
художественный текст, коим является музыкальное произведение или импровизация;
жизненный и художественно-педагогический контекст;
контекстно обусловленные способы интонационного диалогического контакта, которые диалектично связаны с постижением учащимися выразительной музыкальной речи2.
Исходя из природы урока музыки как урока искусства, главным для него является выстраивание эмоциональной драматургии урока, его кульминации, контрастов в характере звучащей музыки, разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, характера общения учителя и учащихся и т.д. При этом в содержательном отношении продумываются интонационно - смысловые вехи, в которых в концентрированном виде находят воплощение основные идеи, решаемые на уроке, — то есть логика развертывания музыкально-педагогической мысли.
Как известно, во многих музыкальных произведениях используется эффект постепенного нарастания напряжения и затем мгновенного его сброса за счет темповых, динамических, фактурных средств. Как отмечает Н. В. Суслова подобный же эффект «легко создать в ходе обсуждения, взаимного общения на уроке. Тоном высказывания, темпом речи, конкретным содержанием реплик педагог может постепенно добиться возникновения в классе напряженной психологической атмосферы. Затем внезапно надо "снять" накаленность обстановки. Если это удастся и в реакции класса проявится сначала напряженность, а затем успокоение и расслабление, то следующим шагом необходимо вывести ребят за рамки разыгранного спектакля и обратить их внимание на то, что они сейчас чувствовали. Затем опыт их собственного переживания
необходимо перенести на музыкальное произведение, основанное на том же эффекте».
Важнейшую роль в успешном проведении занятия играет установление учителем определенной атмосферы урока, которая, в свою очередь должна соотноситься с его образом, жанром, композицией. Именно способность учителя режиссировать и создавать нужную атмосферу, во многом определяет возможность решения всех воспитательных, обучающих и развивающих задач как показателей формирования музыкальной культуры детей. Такая атмосфера становится, по образному выражению Л. С. Майковской, своего рода «душой урока музыки», пронизывающей все занятие.
Созданию такой атмосферы, по мнению Н. Н. Гришанович, способствует слияние внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока, что проявляется во взгляде учителя, его мимике, жесте, вокальной, инструментальной и дирижерской исполнительской интонации, словесно-речевой интонации, общем тоне урока. Учитель должен находить интонационно-адекватную форму выражения своих художественных переживаний и понимания художественных образов. Постигнутую художественную идею необходимо уметь передать словами, выразительными движениями, мимикой, а также увидеть ее отражение в произведениях других видов искусства. Именно сопоставление аналогичных, «созвучных» образов в разных видах искусства помогает учащимся самостоятельно выявить ту или иную художественную идею, сделать смысловое обобщение3.
Необходимым условием открытия художественной идеи учащимися является отождествление учителем «сверхзадачи» урока со своим «Я». Процесс этот сложный, но лишь он, как подчеркивает автор, превращает урок в подлинный урок искусства. А секрет искусства, как утверждают психологи, таится на пересечении общения с искусством и познания искусства. Раскрываясь вместе с музыкой навстречу детям, учитель является инициатором "художественно- педагогического общения и получает доступ в духовный мир своих учеников. Важнейшей предпосылкой духовного общения на уроке является чуткость и душевная Открытость учителя, его готовность понять ученика, стать на его точку зрения, услышать музыку с позиции ребенка и принять ее, даже если она непривычна, ответить искренностью на искренность учащихся.