Л.Л.Немкович,
г. Балашиха,
структурное подразделение
МБУК «КДЦ «Подмосковные вечера»
«Центр народного творчества»
руководитель клубного формирования
«Декоративная роспись»,
член Международного художественного фонда,
член МООО «Общество художников».
Декоративная роспись «Московское письмо»
Русские художественные лаки - один из самых уникальных и распространенных видов декоративно-прикладного искусства России. Моя творческая жизнь тесно связана с одним из видов русских художественных лаков – это Московское письмо.
С именем Василия Алексеевича Барадулина - перекликается вся моя жизнь. Благодаря этому человеку были получены знания, опыт, умения, которыми пользуюсь по сей день.
В годы моей учебы в Московской школе художественных ремесел, Василий Алексеевич Барадулин работал научным сотрудником НИИ ХП. С его участием создавались методики, по которым готовились мастера производственного обучения, а они, в свою в свою очередь, учили нас.
Наше поколение, наблюдало, как на глазах исчезали интереснейшие промыслы, а уж испытывали трудности, пожалуй, почти все. Но к нашему обоюдному счастью на государственном уровне взялись за решение этого вопроса. По всей стране, художники, искусствоведы, этнографы кропотливо занимались выявлением мастеров, организацией обучения молодежи художественному мастерству и возрождением забытых и нередко, казалось бы, уже безвозвратно ушедших в прошлое видов народных художественных промыслов.
Надо сказать, что и молодое советское государство думало о народном искусстве. Еще в марте 1919 года были определены пути развития мелкой и кустарной промышленности, позже все художественные промыслы были объединены в «местную промышленность». На этой волне, как раз и была организована Московская Школа Художественных Ремесел. В ней учились и мои родители (в 50- х г. XX в.) на отделении «Роспись ткани», собственно, поэтому и я поступала туда после школы.
История создания моего училища достаточно интересна. Началось все с организации Школы Народных Ремесел, по инициативе Александры Федоровны Романовой. С 12 октября 1912 г. официальным названием учебного заведения становится «Школа Народного Искусства». А в 1913 г. – «Школа Народного Искусства ея Великой государыни Императрицы Александры Федоровны». Со второй половины XIX в. общественность и государство Российское стало всячески поддерживать народное искусство, открывалось много кустарных мастерских. Школа готовила инструкторов и учителей, профессионально знающих свое дело. Школа имела печать с изображением Государственного герба.
Московская Школа Художественных Ремесел ведет свою историю с 1938 года. Во время Великой Отечественной Войны деятельность училища была приостановлена, а в 1943 г. решением Совета Народных Комисаров возобновлена.
Я поступила в училище в 1977 году. При выборе отделения сыграла определяющая информация об открытии нового направления с усиленным преподаванием рисунка и живописи. Не могу не назвать имена преподавателей: Лев Ефимович Фролов и Николай Николаевич Заболотский.
А вот уже открытию отделения «Декоративной росписи» и возрождению Московского письма имеет непосредственное отношение В. А. Барадулин.
В 60-е годы правительство СССР поставило перед НИИ ХП задачу - увеличение сувенирной российской продукции и возрождение угасших промыслов. В ударную группу этих молодых научных сотрудников входил и В. А. Барадулин.
Результатом многочисленных экспедиций по Уралу и Сибири стали методики преподавания различных росписей. Прямо на местах этих промыслов обучали людей ремеслу и искали тех, кто еще помнил хоть что–то.
А в Москве шла работа над возрождением Московского письма, которое отличалось необычайно богатым колоритом. Сюжеты этой росписи разнообразны: это и цветочные композиции, и пейзажи, и деревенские сюжеты, и сказочные мотивы. Витиеватые кованые решетки в городском экстерьере, фонарики, пейзажи, плоды, налитые соком, капельки росы, сверкающие на тонких нитях, стрекозы, машущие прозрачными крылышками. Такого Вы больше не встретите нигде. Есть простор для фантазии и воплощения самых изысканных творческих задумок. Была московская роспись более светской, чем другие, поэтому и называлась не народной, а городской.
Поднос-панно. Роспись в технике Московского письма.
Если немного окунуться в историю. То мы узнаем, что производство лаковых изделий в Москве зафиксировано с 1814 года. Здесь имелись артели и фабрики, выпускавшие одновременно и металлические подносы и изделия из папье-маше.
Многие события начала 20 века прервали историю московского лакового дела. Вопрос о возобновлении московского лакового производства встал только в 70-х гг. 20 века. В соответствии с постановлением советского правительства в 1975 г. было возобновлено производство расписных подносов на объединении «Художественная гравюра». Подготовка мастеров-исполнителей для него стала вести Московская школа художественных ремёсел.
Сложность состояла в том, что новое Московское письмо не должно было быть похожим на другие подобные росписи - Жостовскую, Урало-Сибирскую, Тагильскую. Писаться она должна была быстро, лихо, без излишних просушек. В методичках МШХР именуют ее скорописью.
Из училища мы пришли на Завод Художественной Гравюры на металле. Выпуск этотбыл второй. На заводе в одном цехе сидели мы - выпускники училища, жостовцы и мастера, обученные прямо на заводе.
Завод художественной гравюры на металле 1980-е гг.
(Церковь Николы на Щепах)
Сам завод тоже имеет свою загадочную историю. Следует отметить, что и цех по производству сувениров открывали при непосредственном участии В. А. Барадулина.
Здание, в котором мы работали – уникально: храм с 300- летней историей, церковь Николы на Щепах. В XVII веке местность за Арбатом, примыкавшая к Москва-реке, была строительным центром того времени. По реке доставлялся строевой лес и дрова, тут и сложилась плотницкая слобода. Сначала построили деревянную церковь в 1649 г. В конце 1686 г. по указу патриарха Иоакима началось строительство каменной церкви, основная часть которой сохранилась и сегодня.
Первое печальное событие случилось в 1812 году - грабежи и разорение постигло храм. Второе печальное событие произошло в 1930 году прошлого века - храм закрыли, перестроили и превратили в заводской цех объединения «Художественная гравюра на металле» (МЗХГ). В годы войны выпускали снаряды. Лишь в 1970-х годах пробные расчистки показали, что декор сохранился. С этого времени началась борьба историков за храм. В 1994 году здание было передано церковной общине и началась реставрация. В 2008 году храм открылся и ему вернули исторический облик. Ну, а наш цех находился прямо на хорах.
В лихие 90-ые годы завод закрылся, происходило это уже без меня, я поступила в МГПИ им. В.И. Ленина, на художественно-графический факультет.
Л. Немкович. Поднос. Московское письмо.
Сложилось так, что наряду с живописью и графикой, продолжаю заниматься декоративно-прикладным искусством. И в МШХР после длительного перерыва имеется уникальный опыт по возрождению«Московского письма», как городского художественного ремесла (одного из видов русских художественных лаков). И это радует. Участвуя в конкурсах и фестивалях, мне всегда приходилось оправдываться, когда комиссия спрашивала: «А что у вас за роспись?». Я отвечала: «Московская…». И слышала от очень важных членов жюри: «Такой росписи нет».
Благодаря Барадулинским чтениям, многое прояснилось. Приятно иметь в руках надежное ремесло, жить с ним и смело говорить, что «Московское письмо» было, есть и будет.