РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.С. МАКАРЕНКО)
Пикулева С.В.,
Преподаватель ДХТ им. Красной Армии
Аннотация.В статье рассматривается профессиональная рефлексия педагога как необходимая часть его деятельности. В современных реалиях школы рефлексия носит в основном стихийный характер. На примере педагогической системы А.С. Макаренко показан его научный подход к проблеме рефлексии. Воспитательный коллектив А.С. Макаренко является примером организованного воздействия на личность педагога и воспитанника в формировании потребности в рефлексии. Сам А.С. Макаренко является тем педагогом, который строит свою деятельность на основании индуктивной логики, анализа педагогических операций.
Ключевые слова: профессиональная рефлексия педагога, воспитательный коллектив, педагогическая система А.С. Макаренко, педагогическая операция, индукция цельного опыта.
Профессиональная деятельность педагога включает постоянную рефлексию в разных формах: самоанализ урока, мероприятия, системы уроков. Рефлексия обязательно выходит за рамки непосредственных обязанностей педагога. Разговор с учениками на уроке и перемене, поведение педагога в какой-то конкретный момент – все это дает непосредственный результат сразу или отложенный результат впоследствии, но отклик будет обязательно. И он заставит педагога не просто задуматься о том, что сделано, но и прогностировать последствия своих слов и действий на будущее. Для детей важен не только профессиональный, но и человеческий облик педагога, и скрыть его невозможно: поведение и речь выдают сущность человека сразу. И дети не будут ждать, когда личность педагога раскроется в полной мере, они составляют мнение сразу и надолго, передают его следующим поколениям. Педагог не ясновидящий и часто не может предвидеть далеко идущих последствий некоторых действий, он эмоционален, человеческие слабости ему не чужды, но самое главное, что он не один, он в коллективе.
Когда сейчас мы говорим о коллективе на каком-либо предприятии, о коллективе образовательного учреждения, мы прежде всего имеем в виду работающих вместе людей и в разной степени адекватных руководителей. Они могут придать направление рефлексии педагога административными мерами, отдельными замечаниями или поощрениями, рассказами из своего опыта. К рефлексии более подтолкнут дети, с которыми общается педагог в течение учебного дня. Здесь самой важной является практически мгновенная реакция, и педагог сразу улавливает, на что она, и может поправить ситуацию. И все-таки такая рефлексия большей частью будет стихийной и замкнутой в пределах индивидуального опыта. Примером научного подхода к рефлексии педагога служит педагогическая система А.С. Макаренко.
Ученые [1, 4] выделяют три части состава наследия А.С. Макаренко: педагогические труды, материалы педагогической практики, художественно-педагогические произведения. К первой части относятся такие произведения, как «Опыт образовательной работы в Полтавской трудовой колонии им. М. Горького» (1923), «Очерк работы Полтавской колонии им. М. Горького» (1925), «Цель воспитания» (1937), «Проблемы воспитания в советской школе» (1938) и др. В данных произведениях А.С. Макаренко предстает не просто как педагог-практик, а как ученый и философ, осмысливающий свой опыт с научной точки зрения.
Вторая часть – это огромный пласт документов колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. В них нет рефлексии как таковой, но они представляют большую ценность для исследователей.
Третья часть наследия, наиболее ценная для рассматриваемой проблемы, - это художественно-педагогические произведения, отразившие осмысление педагогом своего опыта в наглядно-образной форме, наиболее эмоционально-насыщенной и от этого наиболее проникновенной. Путь многих педагогов и ученых последующих поколений в науку и практику начался в первую очередь с «Педагогической поэмы» (опубликована в 1936 г.). При жизни А.С. Макаренко были изданы «Марш 30 года», «Мажор», «Книга для родителей», «Честь», «ФД-1», «Флаги на башнях». Сам А.С. Макаренко давал многочисленные публичные ответы на вопросы как о своей педагогической системе, так и о своих художественных произведениях, то есть осуществлял рефлексию не только как педагог, но и как писатель.
При рассмотрении проблемы профессиональной рефлексии педагога обращают на себя внимание высказывания, лейтмотивом которых служит проверка опытом. Это проверенные на практике идеи, являющиеся предметом педагогической веры А.С. Макаренко. Например: «Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой форме определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» [2, с. 267]. Вот еще пример явной рефлексии, когда А.С. Макаренко в работе «Методика организации воспитательного процесса» говорит об организации первичных коллективов в форме разновозрастных отрядов по производственному признаку: «Такая организация дает большой воспитательный эффект – она создает более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений» [3, с. 191].
Еще одним примером рефлексии являются размышления А.С. Макаренко о внешнем виде и поведении педагогов. Здесь нет явных выводов, но каждое слово проверено практикой. Например: «Воспитатель, который вытаскивает из кармана черный скомканный платок, - это уже не воспитатель» [3, с. 307]. Или: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» [там же]. О поведении воспитателя А.С. Макаренко говорит часто, и красной нитью через все его размышления проходит мысль, что коллектив педагогов и коллектив детей – это не два отдельных коллектива, а один, что они вместе трудятся, вместе управляют своей жизнью, участвуют в жизни друг друга – это такая организация жизни, которую сам А.С. Макаренко называл «трудовой общиной», «тесной рабочей семьей», «хозяйственной общиной». Все эти смысловые оттенки он объединил в понятии «воспитательный коллектив», которое в документах использует уже с 1923 года. Такой воспитательный коллектив имеет уникальную особенность: он воспитывает всех своих членов, но не словесными наставлениями, а всем укладом своей жизни – это и есть открытая А.С. Макаренко логика параллельного педагогического действия. Кроме этого, такой коллектив дает максимальную защищенность каждой личности, находящейся в нем. А сама личность уже делает выбор: вырабатывать в себе качества, необходимые для жизни в данном воспитательном коллективе, или покинуть его. А.С. Макаренко постоянно подчеркивал, что насильно личность в коллективе никто не удерживает. Проблему соотношения личности и коллектива педагог безусловно решал в пользу коллектива. Это дало повод многим упрекать его в подавлении личности. Сам он осознавал противоречивость этих отношений: «Мы утверждаем, что интересы коллектива стоят выше интересов личности там, где личность выступает против коллектива. Но когда дело приходит к практическому случаю, оно решается часто как раз наоборот» [2, с. 263]. И уже будучи признанным педагогом, А.С. Макаренко задает себе вопрос: насколько педагог имеет право осуществлять ломку, перековку характера своего воспитанника? Он приводит в качестве примера, как заставил своего воспитанника Терентюка, у которого видел актерский талант и который поступил в технологический вуз, забрать документы и перевестись в театральный техникум. А.С. Макаренко вынес этот вопрос на собрание коммунаров, и Терентюк подчинился силе коллективного решения, потом стал актером и очень благодарил своего учителя. Но и по прошествии лет А.С. Макаренко задавался вопросом: имеет ли он право вмешиваться в движение характера, производить ломку? Так проявляется постоянная профессиональная рефлексия педагога. Он для себя ответил на этот вопрос: педагог имеет такое право при самом тщательном индивидуальном подходе.
А.С. Макаренко был убежден, что каждый шаг и каждое слово педагога должно быть тонкой, спланированной, спрогнозированной педагогической операцией. Только получив результат в каждом конкретном случае, осмыслив его, определив для него место в системе других воздействий, можно надеяться достичь поставленной воспитательной цели. А.С. Макаренко выводит педагогический закон, фундаментом которого как раз и является профессиональная рефлексия педагога. В работе «Опыт методики работы детской трудовой колонии он пишет: «Основанием для советского педагогического закона должна быть индукция цельного опыта. Только цельный опыт, проверенный и в самом его протекании, и в результатах («проверка на сопротивление»), только сравнение цельных комплексов опыта может предоставить нам данные для выбора и решения» [3, с. 55].
А.С. Макаренко, классик педагогики, социальный педагог-реформатор в своем опыте и в своих произведениях показывает не только процесс воспитания детей, но и процесс воспитания педагогов. Своей яркой личностью и деятельностью он создает облик именно профессионального педагога, ученого, для которого рефлексия – необходимый элемент профессии.
Список литературы
1.Илалтдинова Е.Ю. Отечественная история освоения и разработки педагогического наследия А.С. Макаренко (1975-2013 гг.) – Н. Новгород, 2014.
2.Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. / Сост. А.А. Фролов ( по всем томам), Л.Ю. Гордин, М.Д. Виноградова ( по отд. томам). – М.: «Педагогика», 1983-1986.
3.Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. В 8 частях / сост. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксенов. – Н. Новгород, 2008-2015.
4.Фролов А.А. Социальное воспитание и наследие А.С. Макаренко / А.А. Фролов // Педагогика. 2002. № 6. – с. 71-77.