Автор: Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №2 «Аленушка» г.Зверево
Твердовская Татьяна Юрьевна
Опыт работы с родителями, воспитывающими детей с особыми потребностями (на примере детей с легкой умственной отсталостью).
В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития, в частности, задержкой психического развития, или с выраженной недостаточностью интеллекта. создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести нарушения Граница между нормой и недостатком психического развития иногда настолько зыбкая, что многие родители замечают ее только к 4-5 годам, а в случае задержки психического развития, только при поступлении ребенка в школу. Чаще всего родителей дошкольников беспокоит отставание в речевом развитии. Они отмечают, что ребенок не говорит или говорит хуже, чем сверстники, при этом, не замечая недостатков в сенсорном, интеллектуальном развитии. Ссылаясь на неверно сложившееся мнение в обществе: «обычно мальчики начинают говорить позже, чем девочки», «все дети разные», собственный опыт «я тоже поздно начал говорить, говорил плохо» и т.п. Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий у родителей относительно его дальнейших успехов в развитии. К сожалению, педагоги поддерживают родителей в этих убеждениях. Причин может быть много – желание сохранить с родителями хорошие отношения, избегание конфликта, некомпетентность педагогов. Таким образом, теряется драгоценное время для реабилитации детей. Поэтому для полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо как можно раньше включать родителей в коррекционно-педагогический процесс. В современной отечественной практике уделяется много внимания поиску оптимальных и эффективных путей помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Родители, независимо от личностных особенностей, проходят определенный путь в принятии проблемы, и проходят этот путь постепенно, в несколько этапов. Важно, чтобы психологическое сопровождение начиналось уже с первого из них. Чтобы совместная работа психолога и родителей была наиболее продуктивной, психолог должен понимать где находится каждый из родителей на стадии принятия .
И так, первое, что испытывают родители, когда узнают диагноз ребенка, это шок. Они чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными, не понимают реальных причин, из-за которых у ребенка образовались проблемы. У них возникает состояние растерянности, беспомощности, страха. Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Неотступно преследует вопрос: "Почему это случилось именно со мной?» Многие не находят поддержки как в своей собственной семье, так и у ближайших родственников. Часто начинается поиск виноватого в семьях супругов. Казалось бы, логично, что близкие родственники придут в этой ситуации на помощь, но, когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям Родители испытывают невыносимую боль: кто-то плачет, кто-то отчаивается, кто-то становится агрессивным, кто-то перестает общаться с друзьями. Эту боль необходимо пережить, все эмоции отреагировать, боль излить. Только тогда человек сможет более конструктивно работать со своей проблемой. Отрицание, гнев и печаль – это типичные реакции на стресс. В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период может психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Мы использовали оба подхода: создали родительскую группу, в которой были родители, находящиеся на разной стадии принятия, а также проводили консультирование как самих родителей, так и их ближайшего окружения. Чаще всего на первом этапе необходимо оказать психологическую помощь матери малыша. Дать ей возможность выразить эмоции: печаль, обиду, злость, раздражение, стыд, вину. Сдерживание этих чувств отнимает много энергии и сил, мешает жить и заботиться о ребенке.
Отец и мать чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь, утешают себя мыслями, что у ребенка с возрастом уйдет эта проблема. Обращают внимание на достижения ребенка, не замечая его неудач. Шоковое состояние трансформируется в негативизм, отрицание поставленного диагноза. Обращаясь за консультацией к различным специалистам, родители не столько стремятся получить диагностическое заключение, сколько хотят услышать разуверения в серьезности положения. Некоторые родители, многократно обращаются в лечебные центры с целью опровергнуть установленный диагноз, ведут "поиск чудесного исцеления» И каждый раз испытывают боль, гнев, агрессию к тому, кто дал им информацию. Этот гнев смешивается с внутренним гневом родителей: что я сделал не так? Часто это вводит родителей в депрессию, которая смешивается с чувством вины, стыда. Ощущение, что возникли большие проблемы, которые нет возможности решить, неутихающей боли от сознания неполноценности родного человека, который находится только еще в начале жизненного пути. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги. Крайней фазой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо корригирующих мероприятий. Работая с родителями на этой фазе принятия, психолог должен быть готов к проявлениям агрессии к себе со стороны матери и отца. Его могут обвинить в некомпетентности. Иногда психолог не справляется со своими эмоциями. Дает родителям надежду, которая не может сбыться. Этого делать нельзя, есть риск отодвинуть стадию принятия проблемы на многие месяцы, а иногда и годы.
В данной ситуации специалист должен быть максимально терпелив и деликатен, с сочувствием и терпением относится к любым эмоциональным проявлениям. Если психологу удается установить с родителями доверительные отношения, то продуктивность его работы значительно возрастает. Постепенно родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в «хроническую печаль", при этом испытывают чувство опустошенности. Это самый сложный период, на котором наступает перелом. Родители начинают искать способы помощи своему ребенку. Это еще неполное принятие ребенка, но уже смирение с неизбежностью.
Но процесс горевания не всегда заканчивается положительно, иногда это может длиться очень долго. Нужно поддерживать родителей в тех действиях и усилиях, которые они предпринимают, помогать в поиске рациональных путей, поощрять даже самые маленькие продвижения. Психолог безусловно принимает родителей, помогает осознать состояние, в котором они находятся, объясняет причины их поведения. Не нужно торопить родителей в переходе с одного этапа на другой, а надо работать в том темпе, в котором они справляются с данной ситуацией. Быстрее работать невозможно! Когда родители находятся в стадии «хронической печали», они как бы прощаются с теми мечтами и надеждами, которые они создали, ожидая рождение ребенка, приходит время строить новые жизненные планы. И эти планы более соответствуют возможностям ребенка. На этом этапе коррекционная и реабилитационная работа наиболее продуктивна. Когда родители видят, что есть перспектива, они начинают действовать, строить планы, о том, что можно сделать для ребенка.
Психолог дает родителям возможность посмотреть на ситуацию с ребенком с другой стороны: это возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю. Полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие. К сожалению, далеко не все мамы и папы особенных детей приходят к правильному решению и обретают дальнейшую жизненную перспективу. Иногда возникает негативное отношение к ребенку. От него начинают требовать того, с чем ребенок в силу своих особенностей, справиться не может. Это негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, провоцирует аффективные реакции.
У многих супругов возникает желание переложить свои проблемы на психолога. Поэтому необходимо глубокое изучение обстановки специфики отношений, складывающихся в семье. Психолог должен быть готов к тому, что он не всегда может решить все проблемы и принимать это. После индивидуального сопровождения можно включить родителей в групповую работу. Мы имеем опыт работы с данными группами. Основным направлением такой работы является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей с нарушением развития. Цель – получение родителями квалифицированной помощи психолога, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации и реабилитации ребенка в социуме.
Работа строилась на основе программы Н. В. Кутузовой «Психолого-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития». На первом этапе с родителями прорабатывались их личностные проблемы, связанные с рождением ребенка. Эффективны были арттерапевтические упражнения. Например, упражнение «Мой жизненный путь», отлично подошло для реконструкции жизненных событий, выявления и проработки основных травматических событий. Помогло выйти на темы «Мои успехи и неудачи», «Мои сильные и слабые стороны». Часто использовались метафоры, чтобы родители смогли осознать свое отношение к ребенку. Интересно прошла встреча, где родителям предложили представить своего ребенка в образе цветка и нарисовать его. Например, один из рисунков изображал надломленную розу, она красива, но без посторонней помощи не выживет. Следующий рисунок, это тонкий вьюнок. Он тянется к свету, но нуждается в опоре. Еще один очень необычный рисунок – авокадо. Вот что рассказала мать о своем рисунке: «Посадила косточку, не представляла, что из нее вырастит, появилось необычное растение, но так и не понятно какой будет результат…» На следующих занятиях помогали осознать, каких изменений каждый родитель хочет добиться в себе и в ребенке, насколько они реальны. Важным было помочь родителю сменить понятие о том, что их ребёнок болен, на понятие, что у него есть особые потребности. Упражнение «Снежинка» способствовало пониманию, что не бывает правильных или неправильных детей, универсальных методов на все случаи жизни. Любую проблему можно решить разными способами. Это расширило представление родителей о целях воспитания, восприятию особых потребностей детей, заставило задуматься о не конструктивности многих родительских позиций. На первых этапах часто возникали дискуссии, они давали хороший эффект. Поэтому к каждой встречи мы готовили темы, которые считали полезными для достижения наших целей. Темы дискуссий следующие: «Что родители должны детям, что дети должны родителям.», «В чем суть воспитания – в обучении или общении?», «Как сложилась бы ваша жизнь, если бы не было детей?», «Чему меня научил ребенок?», «Помогает или мешает ребенок в жизни». Ряд встреч проводилось совместно родителей и детей. Такие совместные формы работы способствовали установлению адекватных контактов между ними. По свидетельствам матерей, в эти минуты возникает ощущение освобождения от тревоги и раздражения, рождается чувство радости, которую дарят друг другу мама и ее ребенок. В итоге обучающая и воспитательная деятельность матери содействует перестройке ее личности на принятие больного ребенка и объективную оценку его достоинств и недостатков.
Работа в группе снижает уникальность собственной проблемы, дает возможность увидеть, как другие справляются с подобными трудностями. Друг от друга родители получали информацию о необходимых ребенку специалистах, полезных сайтах, материалах для коррекции и т.д. Многие продолжают общаться между собой и после занятий в группе. Одна из матерей оставила свой телефон у психиатра и попросила передать его родителям, которые только недавно узнали о диагнозе ребенка. Хочу подчеркнуть, что очень важно, чтобы помощь семье оказывалась в мягкой, доброжелательной форме, не навязчиво, не по принципу «помочь во чтобы то ни стало». Важно терпеливое, спокойное отношение. Тем более в нашей культуре принимать помощь так же трудно, как ее оказывать. Тот, кто оказывается в трудной ситуации, не хочет считать себя слабым, и, если помощь преподносится не очень естественно, сопровождается желанием подчеркнуть свою силу и состоятельность, то есть большой риск, что семья от нее откажется.
Список литературы
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. Пособие для студ. ВУЗ. – М.: «Владос», 2003. – 368 с.
2. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст).
3. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: «ГномПресс», 2002. - 64
4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.- М.:1987. -258 с.
5. Миллер С. Психология игры. - С.-Пб. Университетская книга,1999 - 141 с.
6. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии, - М.:АСТ, 2007.- 318 с.
7. Ткачева В.В. Психокоррекционая работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Гном – Пресс, 1999 г. - 64 с. 8. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.И.Селиверстова/ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
9. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского и М. К. Бардышевской. Т. I. - М: ЧеРо: Высш. шк.: Издво МГУ, 2002. - 744 с. 18