Дисциплина «Литература»
Лекция 8 Практическая работа.
Тема 1.6. Идейно-художественное своеобразие лирики А.А. Фета
Сборник стихотворений А.А.Фета в бесплатной электронной библиотеке
https://royallib.com/book/fet_afanasiy/sobranie_stihotvoreniy.html
Краткая биография Афанасия Афанасьевича Фета https://yandex.ru/video/preview/16368957761277891189
Ознакомьтесь с видеолекцией «Поэзия Фета» https://resh.edu.ru/subject/lesson/4636/main/35147/
Одно из самых известных произведений Фета – стихотворение «Весенний дождь». Оно очень маленькое, всего из 12 строк. На первый взгляд, это простое стихотворение, в котором ничего особенного не происходит. Это естественно, потому что стихотворение лирическое. Именно этим лирика отличается от каких-то других типов литературы.
Лирика – это литература о чувствах: это может быть пейзаж, автор которого наблюдает этот пейзаж и повествует читателям о своих чувствах. Поэтому сюжетом, характерами увлечь нас он не может. Но он может увлечь читателей чем-то другим.
Прочитайте стихотворение:
Весенний дождь
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Кажется, что всё очень просто и понятно: приближается, скорее всего, гроза, по крайней мере сильный весенний дождь. Картинка донельзя простая. Любой человек неоднократно в своей жизни стоял у окна и просто от нечего делать, будучи в лирическом настроении, смотрел, что происходит, особенно, когда начинается сильный весенний дождь. Но не многие стояли где-нибудь с мольбертом. Видно, что это очень художественный набросок. Можно подумать, что автор занимался живописью, потому что он очень внимателен к различным деталям. Через эти детали (через маленького воробья, через две-три капли на стекле) он даёт очень осязаемую, чёткую и зрелищную картину того, что происходит, когда наступает дождь. Он поэт – живописец природы в определённом свете. Сказать, что он просто рисует этюд, даёт читателям некую картинку, мало. Потому что в этих простых строчках чувствуется, что человек много думал о природе, о душе человека, о тайнах человека и природы. Для того чтобы это понять, нужно разобрать стихотворение по частям и проанализировать каждое слово. Слов в нём мало, поэтому каждое из них весит много. Каждое в отдельности имеет немалое значение.
Рассмотрите внимательно, что происходит в этом стихотворении, как оно разворачивается кадр за кадром, если это был бы мультфильм.
«Еще светло перед окном…»
Ещё светло – значит, наверное, скоро будет темно. То есть пейзаж сразу движется, живёт на глазах читателя
«В разрывы облак солнце блещет…»
Часть неба уже затемнена облаками, но где-то сверкает солнце. Так любили изображать старые художники: золото и лазурь – всё рядом (рис. 9).
Ф. Васильев. «Мокрый луг» (Источник)
Дальше читатель видит маленького воробья (рис. 10):
«И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет».
Воробей (Источник)
Все много раз видели в детской песочнице или на берегу реки, как воробьи купаются в реке. То есть человек, который стоит у окна, видит всё сразу: от неба до земли, от мелкого до большого. Это создаёт картину движения, размаха, масштаба, воздуха, света и ожидания чего-то.
Обратите внимание на рифму блещет – трепещет:
«Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет».
На первый взгляд, это простая рифма, но она неслучайна. И то, и другое – в движении: и воробей, и небо. Может быть, что-то общее заставляет их двигаться, блестеть и трепетать. Мы вправе сделать такое предположение.
«А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса…»
А. Горбов. «Будет дождь» (Источник)
Идёт стена дождя. В городе это нечасто видно, но за городом, в путешествии из окна машины или поезда, во время прогулки по полю, когда приближается дождь или гроза, часто видно, как солнце ещё сияет и идёт действительно стена. Дождь видно как бы со стороны: он весь подсвечный, он переливается. Виден серый занавес от неба до земли. Автор стоит у окна и сквозь него видит панораму, весь мир предстаёт целиком. Это мир, охваченный одним взглядом, одним штрихом.
У завесы есть интересное свойство. Она существует, чтобы что-то скрывать. Предположим, что перед нами театр пейзажа, театр природы. На нас идёт, качаясь, занавес, за которым, наверное, что-то есть. Занавес прозрачный, и автор сразу сообщает, что за ним – лес. Этот лес, который скрыт за золотым двигающимся занавесом, становится чем-то таинственным, влекущим. Читатель, как и автор, стоит у окна (на месте), но перспектива углубляется: всё видится дальше и дальше: воробей – небо – завеса – лес. Становится интересно, что же в лесу, хочется посмотреть, что дальше, потому что опушка леса – это следующий занавес, следующая завеса.
Фет в этих нескольких строчках ставит перед нами целую цепь зрительных загадок. Мы видим планы, как будто это – театральная сцена. Автор приглашает нас задуматься, что ещё может быть в этом мире таинственного и интересного? И всё это в двух четверостишиях. Всё это необычайно лаконично.
В момент, когда читатель вместе со взглядом автора доходит до дальнего леса, Фет делает неожиданный кавалеристский манёвр. Он резко отступает назад:
«Две капли брызнули в стекло…»
Мы опять видим стекло и две капли. Всё представлено очень конкретно.
М. Горбань. «Натюрморт» (Источник)
Две конкретные капли – это первые вестники. Это значит, что завеса подошла вплотную, она уже перед нами. Пространство снова сворачивается, стягивается.
Всё уже происходит там, где находится автор. А находится он, скорее всего, как полагается помещику Фету, у себя в господском доме. Дом этот окружён садом – малой природой, личной природой этого человека, рукотворной природой.
И действительно, дальше мы видим переход к саду:
«От лип душистым медом тянет…»
Речь идёт о садовых липах, которые помещик Фет высадил, а потом перенёс в стихи.
А. Герасимов. «После дождя» (Источник)
Далее мы видим кульминацию:
«…И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит».
Последние две строки произведения обладают уникальной особенностью, которая и делает Фета большим лирическим поэтом. Графоман (человек, который обладает склонностью к разного рода сочинительству) написал бы проще. Например, так: «дождь пришёл…». Фет говорит: «что-то подошло». Он намекает читателям на некую мысль. Мы знаем, что это дождь. Но автор не хочет назвать его своим именем, потому что, наверное, этот дождь не просто дождь. То есть, с одной стороны, это дождь, а, с другой стороны, это вся природа, душа этой природы, некто таинственный, кто стоит за ней. Он подошёл и стучится.
На этом всё заканчивается. Фет нам ничего не объясняет. Вот эта широкая природа, в которую он смотрел, придвинулась к нему, оно уже на грани того, что что-то произойдёт. Ожидание свершится. Но что именно свершается, остаётся непонятным. На самом деле, понятно – идёт обычный весенний дождь, но то, как Фет нас готовит к его приходу, то, что он предлагает нам пережить – это нечто большее, чем ожидание обычного весеннего дождя. Видимо, автор хочет сообщить, что у природы есть какая-то тайна, что в ней есть что-то такое, что не сводится к отдельным её явлениям. Фет передаёт читателям не какой-то перечень событий, не какой-то рассказ, а своё восприятие мира и природы в целом. Это довольно интересное восприятие.
Есть понятие мужские и женские стихи или проза. Если снова перечитать стихотворение и спросить себя, кто рассказчик, дать ответ будет сложно. Если прочитать это стихотворение в первый раз как неизвестное, без подписи, невозможно сказать, это мужчина или женщина, старый человек или молодой. Это неслучайно. Точка зрения Фета на мир в данном стихотворении предельно обобщённая, освобождённая от личного опыта человека, от его биографии. Это взгляд человека вообще. Взгляд человеческой души, очищенной от каких-то случайных событий.
Главное в этом стихотворении – настроение и переживание мира, которое похоже на состояние спокойного счастья. Кажется, что этот помещичий сад, который находится перед нашими глазами, это некоторый безмятежный мир. Это такая идеальная страна гармонии. Такую страну когда-то, ещё во времена Древней Греции, придумали поэты и назвали её Аркадией.
Аркадия– место, где беззаботно, счастливо живётся.
Это мир, в котором ничего не происходит, в котором нет бурь, столкновений, где никто ни с кем не спорит, не происходит потрясений и войн, а течёт спокойная, неторопливая, мирная жизнь на фоне деревенской природы. Там есть леса, пастухи и овцы. Но там нет ни государства, ни политики, ни раздоров, ни спор из-за имущества. Там есть её величество Природа и человек, который может этой природой наслаждаться, освобождаясь от своих дурных настроений, душевных смут, всяческих невзгод.
Такой условный, идеальный, поэтический мир Афанасий Фет показывает в своём маленьком стихотворении «Весенний дождь». Всего 12 строчек, в которых много всевозможных значений.
Домашнее задание: Провести анализ средств художественной выразительности в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»
Необходимо самостоятельно найти и выписать значение термина «эпитет», найти и выписать примеры эпитетов в данном стихотворении.
Ваш ответ вышлите в мессенджер МАХ или телеграмм по номеру телефона +7 978 982 9725. В сообщении укажите вашу фамилию и группу.