Хронотоп в книге Аи эН «Библия в SMSках»

Разное
Статья рассматривает как строится хронотопический образ мира в книге Аи эН «Библия в SMSках». Выделяются основные художественные образы, которые создают пространственно-временную структуру произведения. Отмечается метафоризация дороги как пути взросления. Особое внимание уделяется рассмотрению удваивания хронотопа за счет сверхтекста.
Ведерникова Полина Николаевна
Содержимое публикации

Ведерникова П. (Екатеринбург, УрГПУ)

Хронотоп в книге Аи эН «Библия в SMSках»

Аннотация: Статья рассматривает как строится хронотопический образ мира в книге Аи эН «Библия в SMSках». Выделяются основные художественные образы, которые создают пространственно-временную структуру произведения. Отмечается метафоризация дороги как пути взросления. Особое внимание уделяется рассмотрению удваивания хронотопа за счет сверхтекста.

Ключевые слова: «Библия в SMSках», пространство, время, хронотоп, сверхтекст.

Vedernikova P. (Ekaterinburg, USPU)

Chronotope in the book "Bible in SMS" of Aya En. 

Annotation: The article considers how the chronotopic image of the world is built in the book Ai En “The Bible in SMS”. The main artistic images that create the spatio-temporal structure of the work are highlighted. Metaphorization of the image road is noted as a way of growing up. Particular attention is paid to the consideration of doubling the chronotope due to supertext.

Key words: “The Bible in SMS”, space, time, chronotope, supertext

В литературоведении проблема времени и пространства является одной из центральных. Принято считать, что исследования хронотопа появляются с начала XX века. Однако долгое время художественное время и художественное пространство рассматривалось как отдельные категории.

Михаил Михайлович Бахтин ввел в литературоведение понятие «хронотоп», то есть «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе …(что значит в дословном переводе – «времяпространство»)»[Бахтин 1975: 234]. Этот термин был взят из теории относительности, но для нас важно отметить именно то, что время и пространство рассматривались Эйнштейном как два неразрывно связанных целых, которые, соответственно, и анализировать нужно вместе.

В литературе существуют определенные художественные образы, которые создают пространственно-временную структуру мира произведения. Каждый образ в существенной степени отражает сторону «человеческого мира»: «сюжет — течение событий, система характеров — социальные связи человека, пейзаж — окружающий человека физический мир, портрет — внешний облик человека, вводные эпизоды — события, воспоминаемые в связи с протекающими сейчас событиями» [Лейдерман, Барковская 2002: 33]. Не стоит забывать, что особая роль отдается подтексту и сверхтексту, но об этом поговорим немного позднее.

Сейчас же попробуем понять, как именно строится хронотопический образ мира в произведении «Библия в SMSках». Если не знать содержания книги, то название «Библия в SMSках», вызывает массу вопросов: эта книга о Библии или же о смсках? О настоящем или все же о прошлом? Где разворачивается главное действие: в Иерусалиме или, например, в Москве?

В центре сюжета «Библия в SMSках» стоит конфликт старшего и молодого поколения, именно на фоне этого конфликта и будут развиваться другие: Вигнатя ставит ультиматум Максу и Еве, чтобы они наконец-то приобщились к Богу (Ева прочитала Библию – отсюда и сюжет с смсками, а Макс должен был наконец-то жениться на Алле). Не находят понимания и бабушка Вера с Салимом, кажется, отсюда у Салима и появляется мысль найти отца.

Существует два основных вида сюжета: хроникальный (линейный) и концентрический. В нашем случае мы будем иметь дело с линейным сюжетом, так как «сюжет выстраивается по оси времени, как хроника»[Николаев: https://www.listos.biz/филология/николаев-а-и-основы-литературоведения/классификации-сюжетов/]. Если определять подвид, то перед нами линейно-параллельный сюжет (несколько сюжетных линий развиваются параллельно друг другу, но пересекаются в 18 главе).

Автор, несомненно, тяготеет к установке на достоверность, ведь во многих частях Ая эН указывает точное месторасположение персонажей и время (вплоть до минут). Так, например, на протяжении всего произведения мы можем по крупицам собрать, где живет Ева: «в Москве, в большом сталинском доме, в странной квартире с окнами на Третьяковскую галерею» [А. Эн 2012: 85], на Стромынке.

Проанализировав указания на время и пространство в каждой главе, можно установить, что образ дома является ключевым, ведь он чаще всего становится местом действия. Однако, нельзя сказать, что автор рисует перед нами достоверный интерьер каждой квартиры. Скорее наоборот, интерьеру не уделяется особого внимания, точно также как описанию пейзажа. Ая эН, кажется, вообще не останавливается на детальном рассмотрении того или иного пространства, она скорее дает координаты: трешка на Садовой, квартира на Стромынке, дом в Опалихе – если читатель захочет, то самостоятельно найдет и посмотрит, как выглядит то или иное строение.

Однако, не стоит совсем отстраняться от характеристики жилища героев, ведь именно оно говорит нам о социальном неравенстве. Квартиры становятся показателем состоятельности персонажей, ведь чем больше у них квартир, тем они богаче (у семьи Евы в недвижимости 2 квартиры в Москве и 1 дом в Опалихе, у семьи Салима остается только дом бабушки Веры в Ельце).

Кроме того, финальным местом действия становится дом Вигнати: именно там Ева, Салим и Стас стараются укрыться после побега из больницы, именно туда вернутся на пару дней раньше положенного Любуня и Вигнатя, и именно туда приедут испуганные Макс и Алла. Одно из самых полных описаний дома мы находим в 8 главе «Башня для сиротинушки». Дом находится в коттеджном поселке в Опалихе, Макс называет его «большим и бестолковым». Участок занимает 24 сотки, на которых находится 4 постройки: «Сразу направо от ворот – гараж на три машины, сразу прямо от ворот – дом, слева, в конце участка, после вторых ворот – дом для гостей, и в самом дальнем углу – нечто среднее между оранжереей и зимним садом, гордость Вигнати» [А. Эн 2012: 59]. Постройка напоминает башню, потому что точно нельзя сосчитать, сколько именно в ней этажей: «Сколько этажей в самом доме, сказать однозначно было невозможно, потому что левая его часть была приподнята над поверхностью земли метра на полтора. И если считать первым этажом окна все-таки слегка полуподвальных сауны, бассейна и зала, в котором мальчишкой Макс играл в футбол, когда не играл в настольный теннис… если считать их первым этажом, то в этой части дома было в аккурат четыре этажа. С правой частью было непонятнее. Первый этаж тут прочно и основательно стоял на земле, и еще два этажа над ним были вполне полноценными этажами. Четвертым же этажом считался «официальный чердак» с бильярдным столом и старинным роялем, помещенным сюда во время стройки (всем было ясно, что ни в одну дверь после завершения строительства он не пролезет). Но над этим чердаком-бильярдной был еще один чердак – настоящий чердак, и поэтому получалось, что и с этой стороны дома этажей все-таки тоже четыре. И даже четыре с половиной, но из них полтора – чердаки, так что все-таки три» [А. Эн 2012: 60].

Интересно, что дом Вигнати интертекстуально связан с образом Вавилонской башни. После Всемирного потопа человечество стало одним большим народом, который говорил на одном языке. В честь этого люди решили построить башню, но строительство прервалось Богом, который заставил всех разговаривать на разных языках [Библия:https://ekzeget.ru/bible/bytie/glava-11/]. И здесь мы видим сходство в тексте произведения: после «Потопа» в 14 части (где впервые сознания всех героев появляются в одной главе), все персонажи устремляются в Вавилонскую башню Вигнати. И, казалось бы, что все могли бы найти общий язык, прийти к общему мнению: например, той самой сиротинушкой мог бы оказаться Стас, но этого не происходит, так как герои оказываются совершенно в разных плоскостях, разговаривая на разных социальных языках. Поэтому, несомненно, сверхтекст влияет и на хронотоп произведения.

Также много, а, кажется, что и больше, чем дома, герои находится только в дороге: в Москву, по Москве, из Москвы и так далее. Самой важной дорогой оказывается дорога в Рыбинск, где сталкиваются две сюжетные линии: линия Салима и линия Евы. Встреча, которая происходит в вагоне плацкарта оказывается определяющей во всех смыслах: если бы Салим и Макс не встретились, то никогда бы не произошло то, что происходит в конечном итоге. Внутренние мотивировки у молодых людей разные: Макс едет, чтобы проследить за бабушкой и по пути съездить к другу, а Салим искренне надеется найти в Рыбинске отца. Попадают в этот вагон люди тоже по-разному: Салим не может себе позволить билет дороже, а Макс вслед за Вигнатей, старается быть «как все обычные люди». Макс так описывает попутчика: «Во втором отсеке ехал опрятный смуглый паренек слегка затравленного вида» [А. Эн 2012: 131].

Между «дырявыми носками» и зашуганным мальчиком Макс выбирает последний вариант. Разговор сначала не ладится: «Салим смотрел на него исподлобья, подозрительно, как на инопланетянина» [А. Эн 2012: 135], однако затем оба героя быстро находят общий язык и договариваются о деталях дела. Люди из двух разных миров становятся связанными, случайная встреча оказывается максимально ценной в рамках всего сюжета. И перед нами, несомненно, оказывается частный хронотоп встречи, в котором «преобладает временной оттенок, и он отличается высокой степенью эмоционально-ценностной интенсивности» [Бахтин 1975: 407]. Данный эпизод имеет точный временной отрезок: встреча случилась в пятницу после девяти вечера. Нельзя не заметить, что все главные последующие события укладываются в три дня (пятница-суббота-воскресенье), в важные для христианской религии дни. Здесь опять прослеживается интертекстуальные отсылки автора, например, к Страстной пятнице, где на долю Иисуса Христа выпадает множество страданий, этот же день становится неимоверно сложным для Салима (приезд в Москву, больница, поездка в Рыбинск за отцом). Смысловая емкость хронотопа опять тесно связана со сверхтекстом.

Конечно же, дорога в Рыбинск – это не единственный образ дороги в тексте. Одна только Вигнатя совершает множество перемещений, например, в метро. При этом указаны точные станции: станция Маяковская и Курская кольцевая. Но Вигнатя не столько оказывается в физическом пути, сколько в духовном: она пытается найти «чистую» сиротинушку. Салим тоже преследует в дороге благие намерения: в начале он хочет спасти брата, а затем найти отца, чтобы его брат ни в чем не нуждался. Остальные персонажи тоже воспринимают дорогу не как физическое пространство, а как пространство поиска.

Получается, если определять хронотоп в целом, то перед нами окажется хронотоп дороги. И эта дорога соединяет разных людей: «На дороге («большой дороге») пересекаются в одной временной и пространственной точке пространственные и временные пути многоразличнейших людей — представителей всех сословий, состояний, вероисповеданий, национальностей, возрастов»[Бахтин 1975: 407].Именно на дороге встречаются люди, которые разделены социальной иерархией, в привычной жизни мир Салима и Евы никак не могли бы столкнуться. Социальная дистанция на время пути преодолевается: Макс доверяет «дело Евы» Салиму, Салим же доверяет Еве не только себя, но и своего младшего брата, их общее спасение.М. М. Бахтин называл хронотоп дороги точкой«завязывания» - о чем мы уже тоже говорили, именно в дороге завязывается главный сюжет узел: Макс и Салим встречаются.

В работе «Формы времени и хронотопа в романе» исследователь писал: «Здесь время как бы вливается в пространство и течет по нему (образуя дороги), отсюда и такая богатая метафоризация пути-дороги» [Бахтин 1975: 407]. В нашем объекте анализа тоже можно увидеть эту метафоризацию: дорога для двух молодых людей – Евы и Салима становится путем взросления. Ева впервые отправляется в город без няни, остается за хозяйку в доме. Салим впервые преодолевает такие большие расстояние в одиночестве, а также берет на себя груз ответственности за младшего брата. На «новый путь» пытается вступить Вигнатя: неожиданно уверив в Бога, она ищет сиротинушку и пытается пройти крестный ход, как обычные люди. К сожалению, «новая дорогая» оказывается для нее последней дорогой. Алла все время оказывается на пути к замужеству, а Макс на пути к мечте. Сама дорога оказывается многоплановой, но основой данного хронотопа все равно останется течение времени, которое дано практически поминутно.

К тому же, стоит отметить, что время и пространство в книге «Библия в SMSках» удваиваются за счет очевидного сверхтекста. Мы уже упоминали, что самые важные события в произведения отмечены временными рамками: пятница – понедельник, которые напоминают пророческие три дня и три ночи Иисуса Христа. Конечно же, любой человек заметит, что между пятницей и понедельником четыре дня, но именно эти четыре дня до сих пор заставляют сомневаться исследователей (из-за разницы в Юлианском и Иудейском календаре этот вопрос остается спорным). Очевидно также то, что никто в прозе не воскресает и не забирает все муки человечества, напротив, в понедельник умирает Вигнатя. Получается, что современное общество, которое не верит (или верит, но не искренне) обреченно на смерть, а не на вечную жизнь.

Это же доказывает и послесловие, которое описывает практически целое столетие. Перед нами перспектива будущего, которая дана достаточно достоверно через описание последующей жизни героев. Описана эта жизнь от лица автора, фигура которого впервые появляется в произведении. И кажется, что перед нами образ самого Бога, ведь только ему ведомы все жизненные пути человека, и только он может смотреть так далеко вперед. Именно поэтому, это божественное видение не только расширяется во времени: «ее имя я видела в топ-списках в самом конце XXI века», но и в пространстве: мы узнаем больше и об Америке. Невольно все это приводит к выводу о роли автора-творца: именно он в своем произведении Господь Бог и только ему ведомы пути своих персонажей и отчасти читателя: «Прочитав «Библию в SMSKax», по крайней мере три человека в мире начали гораздо чаще Думать. Своей. Головой» [А. Эн 2012: 245].

Литература

А. эН. Библия в СМСках [Текст] — «WebKniga», 2012. С. 59, 60, 85, 131, 135, 245

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. [Текст] М.: Худож. лит., 1975. С.234, 407.

Библия. Ветхий завет. Бытие. Глава 11. [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://ekzeget.ru/bible/bytie/glava-11/

Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс). [Текст] Екатеринбург, 2002. С. 33

Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://www.listos.biz/филология/николаев-а-и-основы-литературоведения/классификации-сюжетов/

Комментировать
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ бесплатно!
Подробнее
Также Вас может заинтересовать
Литературное чтение
Литературное чтение
Разное по литературному чтению для дошкольников «Стихотворение ко "Дню Мамы"»
Литературное чтение
Конспект занятия по литературному чтению для 3 класса «Е. Чарушин «Страшный рассказ»»
Литературное чтение
Уроки по литературному чтению для 4 класса «Конспект урока литературного чтения А.Чехов "Ванька"»
Литературное чтение
Комментарии
Добавить
публикацию
После добавления публикации на сайт, в личном кабинете вы сможете скачать бесплатно свидетельство и справку о публикации в СМИ.
Cвидетельство о публикации сразу
Получите свидетельство бесплатно сразу после добавления публикации.
Подробнее
Свидетельство за распространение педагогического опыта
Опубликует не менее 15 материалов и скачайте бесплатно.
Подробнее
Рецензия на методическую разработку
Опубликуйте материал и скачайте рецензию бесплатно.
Подробнее
Свидетельство участника экспертной комиссии
Стать экспертом и скачать свидетельство бесплатно.
Подробнее
Помощь