Огданец М.Ю., кандидат философских наук
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Н. Гоголь
Как мы ставили детскую оперу
Сказки К. И. Чуковского и С. Я. Маршака помнят все. Вне зависимости от возраста и принадлежности к тому или иному поколению. Потому что это классика, которая легко ложится на восприятие ребенка.«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений», - писал В. А. Сухомлинский. Слова «Сказки о глупом мышонке»: «Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно (скучно, грубо и т.д.) ты поешь!» -
Не забудет никто из нас до самой старости.
Но не все знают, что есть замечательная опера на этот удивительный сюжет. Написала ее талантливый педагог Ольга Александровна Геталова и назвала скромно «Музыкальное представление по стихотворению С. Маршака». На самом деле, по сюжету, драматургии, действующим лицам это настоящая опера в миниатюре. По времени она идет 12 минут. Но в ней 9 действующих лиц и хор, есть арии, речитативы, хоровые эпизоды! А в качестве оркестра выступает фортепиано. И это для нас основополагающий момент, так как позволяет ставить это музыкальное представление в фортепианном классе с «продвинутым» учащимся.
В нашем спектакле партию фортепиано исполняла учащаяся 5 класса. И первое, что надо было понять, справится ли она с непривычным для себя текстом. Все было новым: и то, что играть надо было по нотам, и то, что текст местами был достаточно неудобным и рассчитанным на большую, взрослую руку (Ольга Александровна Геталова посвятила свою музыкальную сказку своим детям Ксюше и Илюше, и скорее всего, исполняла ее сама). И то, что это была по-настоящему большая концертмейстерская работа. Учащаяся должна была хорошо знать не только свою фортепианную партию, но и партию всех исполнителей, включая хор, чтобы иметь возможность чутко реагировать на все музыкальные нюансы. Понятно, что за всех вокалистов сначала играл и пел преподаватель. Но труд учащейся был оправдан, ведь «в радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, так уж он устроен»,- как писал Антуан де Сент Экзюпери.
Так мы работали около двух месяцев. Параллельно, когда стало понятно, что работа пошла успешно, стали распределяться все роли и партии. Сначала все захотели быть в главных ролях. Но послушав другие партии и убедившись в том, что у каждого будет яркая сценическая роль с чудесной, мелодичной музыкой, дети согласились со своими ролями. А ролей в сказке оказалось так много, что пришлось пригласить для участия в спектакле учащихся и из других классов, в том числе и потому, что как оказалось, некоторые дети не поют, а другие очень заняты).
Началась проработка всех вокальных партий с детьми сначала под аккомпанемент преподавателя. Конечно, без опытного хоровика-профессионала это сделать было бы достаточно трудно, поэтому к вокальной работе над спектаклем была привлечена бабушка одной из исполнительниц (бабушка по своей специальности была хормейстером, руководителем взрослого хорового ансамбля).
Чем дальше шло изучение музыкального материала, тем интереснее становилась работа в классе. К подготовке музыкального спектакля стали подключаться родители маленьких исполнителей, подавая самые разнообразные идеи по костюмам, художественному оформлению нашей школьной достаточно небольшой сцены, световым спецэффектам, а также по режиссуре нашего представления. Это было настоящее совместное творчество детей, родителей и преподавателя, все включились в эту всеобщую игру! Все забывали, что есть другие дела, школьные задания, другие кружки и секции и с удовольствием бежали на наши совместные репетиции. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского: «Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Отдельная работа велась с нашим маленьким только что созданным хором. Хор в спектакле по замыслу композитора выполнял роль ведущего. Он повествовал, комментировал происходящее, сопереживал Мышонку, вступал в диалоги со всеми персонажами. У хора по сюжету сформировалась очень ответственная функция, которую нужно было доверить старшим «поющим» детям. В фортепианном классе нашлись такие дети, но работать с ними оказалось сложнее, чем с младшими: переходный возраст и невероятная смешливость во время сводных репетиций все время сказывались на общей дисциплине, и тогда уже веселье охватывало всех, и детей, и взрослых. Дав возможность старшим «выпустить эмоциональный пар» мы продолжали репетировать.
Наконец, настал день генеральной репетиции. После чего был объявлен день музыкального спектакля. Все очень волновались! Был полный зал публики, так как пришли слушатели из классов всех преподавателей, которые участвовали в спектакле. Это было конечно, приятно и помогло создать атмосферу праздника. Наше маленькое оперное представление прошло успешно. Было ощущение удовлетворенности от проделанной работы, дети были счастливы, а родители довольны. Общее творческое дело сплотило детей, они познали радость творчества и это было самым главным результатом нашей работы.
Конечно, постоянно делать подобные спектакли в фортепианном классе, где основные задачи преподавателя заключаются в развитии пианистических навыков учащихся, бывает тяжело и хлопотно, в первую очередь для преподавателя. Но с другой стороны, обучение детей в музыкальной школе является частью их жизни, и задача Учителя с большой буквы сделать эту часть жизни ученика радостной, счастливой и наполненной незабываемыми эмоциями.
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
А. С. Макаренко