Память у детей с задержкой психического развития
Память в раннем возрасте – одна их центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. Мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью, так как мыслить для ребенка – значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения. В самом раннем возрасте мышление обнаруживает самую высокую корреляцию с памятью, потому как развивается в непосредственной зависимости от нее.
Определение понятий у ребенка основано на воспоминании – ребенок дает сжатый очерк воспоминаний, которые воспроизводят предмет. Следовательно, предметом мышления при обозначении понятия для ребенка является не столько логическая структура самого понятия, сколько воспоминание. Конкретность детского мышления, его синкретический характер – другая сторона того же факта, заключающегося в том, что детское мышление, прежде всего, опирается на память.
Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом.
Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы; в свою очередь, нарушения деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.
Низкий уровень развития мышления неблагоприятно влияет на качество запоминания, а недостатки памяти отрицательно сказываются на развитии мыслительной деятельности, таким образом, это взаимосвязанные процессы, состояние одного непременно сказывается на состоянии другого.
Анализ характера развития детских представлений и детской памяти в раннем возрасте относится к анализу значений слов. Но исследования в этой области говорят о том, что связи, стоящие за словами, в корне отличаются у ребенка и у взрослого; образование значений детских слов построено иначе, чем представления взрослых и их значения слов взрослых. За всяким значением слов – и для ребенка, и для взрослого – скрывается обобщение, однако их отличие в том, что способ, с помощью которого ребенок обобщает вещи, отличается от способа, которым обобщает вещи взрослый. В частности, способ, характеризующий детское обобщение, находится в непосредственной зависимости от того, что детское мышление всецело опирается на память.
Таким образом, детский опыт и непосредственное его влияние, документируемое в памяти, прямо определяют всю структуру детского мышления на ранних этапах развития. Не мышление, в частности, абстрактное, а именно память является определяющим моментом в начале развития ребенка.
На протяжении детского развития происходит перелом, и решающий сдвиг наступает в подростковом возрасте. Исследования памяти этого возраста показали, что к концу детского развития межфункциональные отношения памяти изменяются в противоположную сторону: если для ребенка раннего возраста мыслить – значит вспоминать, то для подростка вспоминать – значит мыслить. Та самая зависимость, которая определяла комплексный характер мышления в раннем возрасте, в дальнейшем изменяет этот характер.