Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Лянторская детская школа искусств №1»
Значение миссии великих наставников в судьбе
С.В. Рахманинова
Автор:
Григоренко Инна Владимировна
преподаватель теоретических дисциплин,
Лянтор - 2024
***
В 2023 году Россия отмечала 150-летний юбилей со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова. Мероприятия, посвященные этому важному событию в музыкальном мире, проходили на государственном уровне. Состоялось много концертов, фестивалей, выставок, посвященных этому юбилею. Ведь Рахманинов, это композитор, ставший музыкальным символом России, символом русской музыки во всем мире.
Сегодня хотелось бы посмотреть, кто повлиял на формирование характера и личности пианиста и как сложилась бы судьба композитора если бы не было встречи с этими людьми. Расскажем о двух выдающихся личностях того времени: о Николае Сергеевиче Звереве и Александре Ильиче Зилоти (Силоти). И на примере методов работы Николая Зверева рассмотрим - как профессионал формировал успешного не только пианиста, но и человека. Ведь сам Рахманинов говорил, что он только на 85 процентов музыкант – а оставшиеся 15 -процентов - человек. «Я на 85 процентов музыкант, во мне только 15 процентов человека».
Так сложилось, что воспитанием мальчика занимались два человека, и это не родные – мать и отец – а двоюродный брат – пианист Александр Зилоти и учитель младших классов консерватории Николай Зверев.
В семье Рахманинова Сережа один из 6 детей. Отец любил жить на широкую ногу, так что пришлось продавать имение. Сергею поступить в более дорогое учебное заведение не позволили обстоятельства, и к тому же музыкальные способности проявились рано, поэтому мальчика отдали в Петербургскую консерваторию. Хорошие способности проявились сразу, но ребенок был предоставлен сам себе. Он мог вместо уроков поехать на каток, вместо недоученных произведений, мог что-то сходу досочинить. Три года учебы ни к чему не привели. При всем том, что мальчик обладал фантастической памятью –он провалил все экзамены, и стоял перед отчислением. Его память можно сравнить с памятью Моцарта. Один раз услышав произведение оба могли запомнить. Ведь позже, свою выпускную программу Рахманинов выучит за три недели. Гольденвейзер вспоминал – «о каком-либо произведении не заговорили – он мог сыграть так, как будто специально учил».
Александр Зилоти сыграл важную роль в судьбе будущего композитора. Благодаря нему произошел перевод Сережи из Петербургской консерватории в Московскую. Александр для Сергея Рахманинова являлся двоюродным братом по материнской линии. Разница в возрасте у них была всего 10 лет. Но в то время в профессиональном плане они стояли друг от друга очень далеко. Когда будущий гениальный пианист стоял перед отчислением, мама Сережи попросила Александра послушать сына, и что-нибудь посоветовать. Александр Зилоти из-за своей занятости не хотел приезжать, но из-за родственных связей ему было сложно отказать тете. Прослушав мальчика, он посоветовал перевести его в Москву к Звереву. Так, в 1885 году Сережа попал в известный пансион.
У Александра Ильича в таком решении вопроса был свой интерес: если Николай Зверев работал в младших классах консерватории, то он сам - в старших классах консерватории. И уже мог получить в свой класс подготовленного ученика. Это было по меньшей мере удобно. Ученик, после легендарного пансиона переходил в старшие классы с прочным музыкальным и техническим фундаментом. Так, позже Александр Ильич заберет Сережу в свой класс.
К тому же Александр Зилоти сам был учеником Н. Зверева, его школу и методы работы знает не понаслышке. Испытал на себе. Пока учился в консерватории все 8 лет жил в пансионе. Вообще, А. Зилоти по жизни очень везло с учителями. У него были прекрасные педагоги: Это Н. Зверев, Н.Рубинштейн, Ф. Лист. С1875по 1881 г. он был учеником Николая Рубинштейна. Закончив Московскую консерваторию с золотой медалью, Зилоти от консерватории был послан совершенствоваться к известному пианисту Ференцу Листу. Но после отъезда за рубеж его имя было забыто. Мало упоминаний в книгах. Интересны воспоминания разговора с Зилоти из повести Юрия Нагибина «Белая сирень»:
«Александр Ильич, миленький, только не обижайтесь, ну вот вы… как пианист, какой по счету?
— Второй, — не раздумывая, ответил Зилоти.
— А первый кто?
— Ну, первых много. Лист, братья Рубинштейны… Рахманинов будет первым.
Будет, — как бы закончил ее фразу Зилоти. — И очень скоро. Вы посмотрите на его руки, когда он играет. Все пианисты бьют по клавишам, а он погружает в них пальцы, будто слоновая кость мягка и податлива. Он окунает руки в клавиатуру» [1].Это интересное высказывание выдающегося пианиста о гениальном пианисте.
Остановимся подробнее на значении Николая Зверева в судьбе композитора.
Николай Сергеевич был специалистом в области начального этапа обучения игре на фортепиано. Он работал в Московской консерватории и открыл в 1870 году свой частный пансион, получивший большую известность. Зверев сформировал собственную систему наставничества. И как показало время одну из лучших. Он - Педагог с большой буквы. К нему в класс стояла очередь. Он был наставником многих выдающихся пианистов.
Наставник имеет огромный опыт и им делится. Это человек, которому доверяем, которому хочется следовать, вести за собой, вдохновлять, мотивировать, вызывать доверие и уважение. По воспоминаниям Сергея Рахманинова о своем учителе: «Это был человек редкого ума, великодушия и доброты. Он пользовался большим уважением среди лучших людей своего времени».
В свое время он ушел со службы, отказался от карьеры чиновника, и открыл пансион. В википедии написано, что он педагог, меценат. Как он мог быть меценатом если у него нет наследства? Вернее, наследство получил, но отказался от него - землю отдал крестьянам. Он работал в консерватории, и обеспечивал своих подопечных за счет частных уроков. В консерватории вместо своей зарплаты он получал расписки. Раньше в консерватории было обучение платным, и он оплачивал обучение тех, кто не мог себе это позволить. При всем этом Н. Зверев руководил самым большим классом в консерватории.
Кроме этого, в пансионе финансовое обеспечение было полное, питание, проживание, репетиторы по иностранным языкам, концерты, театры. Николай Сергеевич всегда брал хорошие места на спектакли – но и контролировал чтоб сидели не облокачиваясь, в бинокль публику не разглядывали – то есть правила этикета внедрял.
По воскресеньям – приходили гости, профессора консерватории, художники, артисты, известные московские адвокаты и врачи, бывшие ученики.
Именно на воскресных мероприятиях произошло знакомство с Рахманинова с Чайковским, Танеевым. И 13-летний Рахманинов играл свои сочинения.
Очень сильное влияние оказал наставник на Сергея Рахманинова. Быть честным, много работать, отношение к меценатству. Отношение к меценатству перешло ко всем его подопечным. Ученики Зверева тоже были меценатами: и Зилоти и Рахманинов и Пресман и другие – каждый в разной степени. Рахманинов помогал в Первую мировую, вторую мировую войны, оплатил стоимость самолета для Советского Союза. Дал концерт Памяти Скрябина. Зилоти давал частные уроки в Веймаре, к нему приезжали со всей Европы – бесплатно. Также Зилоти давал благотворительные концерты в помощь людям, страдающим от неурожая. Организовал бесплатные народные концерты в Москве. После 1919 года, когда он уехал зарубеж, его имя в России забыто.
Именно Зверев заложил основы человечности своим подопечным, очень много гуманного им вложено. По воспоминаниям Рахманинова: «Зверев никогда не ограничивался воспитанием нас как пианистов. Он делал все возможное, чтобы в целом дать нам хорошее всестороннее воспитание. Он был глубоко заинтересован в том, что мы читали». По воспоминаниям учеников, даже после учебы они пользовались советами своего наставника: «Хотя Зверев как педагог никакого непосредственного отношения к нам теперь не имел и мы пользовались уже гораздо большей свободой, тем не менее мы продолжали считаться с его мнением, дорожили им и безусловно слушались его»[1].
Методы подготовки заключались в жесткой дисциплине. Это помогло Рахманинову выжить за границей. Мы знаем, что, уехав, он долго не сочинял, но давал большое количество концертов. Нужно было выучивать большие программы очень быстро. К каждому сезону выучивалась новая программа. Без жесткой привычной дисциплины – не справился бы.
Можно выделить основные правила, которыми руководился учитель. И одно из первых - много работать. Своим примером показывал, как нужно жить. Ведь самый действенный пример – это свой собственный образ жизни. В 8 у Зверева были уже свои уроки. с 9 до двух в консерватории, и до 10 вечера уроки. Работоспособность у него была огромная. Работал, по воспоминаниям Пресмана, «страшно много». Так, перед воспитанниками стоял пример колоссального каждодневного и неустанного труда. Он был строг и требователен, но добр. В пансионе царила строгая дисциплина. Наверное, на первом месте стояло требование не врать, и быть честным. Это было главное правило. Также не лениться, исключить капризы в еде. Нельзя кататься на коньках и заниматься греблей – пианисту нужно беречь руки. Должны были заниматься по 6 часов в день. Основные моменты работы:
В 6 утра начинались репетиции дома. Рояль был один, учеников трое и начинал занимался кто-то один, при свете керосиновых ламп. Не было поблажек. Не учитывалось во сколько приехали, спать легли.
Одно произведение давал сразу нескольким – дети талантливые – какая возникает мотивация - каждый хотел быть лучшим. Каждый стремился сыграть её лучше другого.
Правило на первый урок с выученным наизусть произведением. Педагог он был строгий и приучал учеников к кропотливой и систематической работе.
Понимая, что в будущем им придётся не только на концертах выступать, но и преподавать, он находил своим подопечным частных учеников. И с 15 лет подопечные начинали преподавать. Т.е. параллельно своим занятиям, Зверев выступал учителем педагогической практики, курировал их; и Рахманинов и Пресман показывали своих учеников Звереву. Так он готовил их ко взрослой жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время, в котором пришлось жить ученикам великого наставника было очень сложным. Это февральская и октябрьская революции, гражданская война, I мировая и 2 мировая войны. Но полученный жизненный опыт позволил остаться на плаву и выйти победителем в тех жизненных испытаниях, выпавших в их судьбах.
На рубеже XIX-XX веков, и в первой половине ХХ века было очень много талантливых людей. Но многие одаренные личности не смогли принять ситуацию и сдались. И те, кто прошел школу жизни у Зверева были готовы к трудностям, были готовы работать, руки не опускали, искали возможности работать.
Одно из главных качеств, которое привил наставник – это помогать другим. Внутреннее ощущение ответственности за тех, кто рядом сформировалось благодаря Звереву. И у воспитанников были силы и желание помогать другим.
Уехав с одним чемоданом и двумя детьми зарубеж, С. Рахманинов смог обеспечить не только свою семью, и не только тех, кто был рядом с ним - не таких успешных композиторов; но и тех, кто остался в России. С. Рахманинову пачками приходили письма о помощи: это церкви, детские дома, театры, больницы, школы. Продуктовые посылки, которые посылал композитор из-за рубежа многим спасли жизнь.
Таким образом, Н. Зверев научил не только профессионально играть. Но что, очень важно - учитель сформировал характер, с которым его воспитанники смогли выйти победителями в той не легкой жизни. Ведь фразу «Лучшее что есть во мне, я обязан ему» Сергей Рахманинов сказал с огромной благодарностью своему учителю, наставнику и старшему другу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Нагибин Ю. Река Гераклита, //повесть «Белая сирень» 1984
2. Пресман Матвей Леонтьевич Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов (Памяти профессора Московской консерватории Н. С. Зверева)