Использование нетривиальных заданий для продвижения интереса школьников к чтению

Планирование
Авторецензия на сборник «100 нетривиальных заданий для продвижения интереса школьников к чтению», входит в состав большого авторского плана разработок «Творческий русский».
Паничкин Денис Владимирович
Содержимое публикации

Использование нетривиальных заданий для продвижения интереса школьников к чтению

© Денис Паничкин

«Дети не читают». На это обращают всё больше внимания, но дальше постановки вопроса никто до этого времени не шёл.

Обстановке «нечтения» содействует внешняя среда в составе «политических решений» по «оптимизации» (попросту – сокращению) детских библиотек даже в экономически передовых регионах, поощрение «блоггерства» как частного случая массовой рекламы и клипового мышления, появления массы поделок, в том числе упрощённых пересказов известных произведений.

Этот процесс начался ещё в период «поздней перестройки», когда на ходу, а на местах – даже «с опережением» - проводилась массовая «переоценка», в том числе на уровне школьных программ по литературе. Нередко «аргументы», относящиеся к личности конкретного автора, намеренно использовались для искусственного понижения значимости его произведений.

Как-то была искусственно создана ситуация, при которой предпочитаемым среди большинства оказалось именно то, что мне не нравится. Более того, если представители этого большинства оказывались лицами, принимающими решения, то они использовали свои предпочтения явно по нецелевым направлениям.

Моей ответной реакцией была критика, выражение несогласия, тогда ещё слабые попытки восстановления прежних ценностей как значимых. Со временем у меня накопилось множество набросков литературных рецензий, планов и черновиков различных сюжетов с направленностью, противоположной не нравившемуся мне «общественному» мнению.

Но в одиночку не дать ответ всему, что тебе не нравится. Его слишком много, а возможности того же Интернета не так велики, как представляется, если ты не администратор.

Так я пришёл к пониманию, что все эти планы и темы можно переработать и передать в общественное достояние в виде заданий, продвигающих интерес к чтению.

Непосредственным переходом к составлению сборника заданий стало сопоставление следующих произведений:

Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания», глава «Заповедник героев».

А. Рыбаков «Кортик», глава 16.

Г. Белых и Л. Пантелеев «Республика ШКИД».

Все они объединены общей темой: что читали дети сто лет назад, не имея современного «технизированного» доступа к разнообразной информации.

Почти все задания сборника отличаются от привычных приёмов, используемых в изучении литературы. Поэтому они получили название «нетривиальных» (не очень хочется использовать обозначение «нетрадиционных»).

Первоначально я планировал выделить два или три уровня по возрастным группам школьников. Но затем отказался от этого, расширив содержание заданий до такого подхода, когда старшие школьники наравне со взрослыми (учителями и родителями) участвуют в организации мероприятий для младших. Такими мероприятиями, предложенными среди заданий, в максимальном выражении являются «Бажовские дни» и «Защитим богатырей!», направленные против спекуляциях на использовании литературных образов в массовой антикультуре. Вот мой вариант надписи на входе при организации «Защитим богатырей!»:

«Массовой рекламе, глупому юмору, поделкам от издательства ЭКСМО и компаний «Мельница» и «Дисней» и всему сделанному по их мотивам, а также показному патриотизму вход навсегда запрещён. Нарушившие этот запрет будут отправлены на свалку антикультуры и утилизированы».

Конечно, я использую все возможности применения нетривиальных заданий по литературе. С помощью разнообразных стратегий и методик читательской деятельности (читательские семинары, литературные салоны, мастерские построения знаний, мастерские жизнетворчества, мастерские ценностных ориентаций, уроки-путешествия) и креативных творческих заданий (создание клипов, иллюстраций, рецензий-открыток на понравившееся стихотворение, «игра в слова», «проба пера» и др.) подростки могут быть приобщены к чтению, вдохновлены на ценностные ориентиры семьи, сотворчества, дружбы, взаимопонимания.

Участникам мероприятий предлагаются разные роли: сотрудников фантастических «институтов времени», организовавших «визит» Лопе да Веги, чтобы он мог объяснить, как создал две тысячи произведений, или путешествующих в «Болдинскую осень» - самую значительную в творчестве Пушкина; знакомых Д. Киза, чтобы понять, что он думал, переписывая рассказ «Цветы для Элджернона» в роман, журналистов будущего, реорганизовавший современное «массовое» издание «Фонтанка.Ру» в «Народное агентство новостей», названное именем Маяковского; постановщиков и телеведущих, а также начинающих писателей, для чего в составе заданий выделен «Народный Самиздат». И, конечно же, учителей русского языка и литературы - как разновидность ранней профориентации.

***

Говоря о нравственном значении «Нетривиальных заданий», я припоминаю одну из своих коротких «диких» экскурсий – в Сясьстрой (январь 2019). До этого мне довелось рецензировать научную работу на тему «Продвижение интереса к чтению для детей из малоимущих семей». Рецензию я дал отрицательную, поскольку тема была раскрыта поверхностно, и никаких серьёзных предложений в практической части не давалось.

Малоимущие семьи нередко представляю, что родители не могут дать детям даже приличное существование, иной раз не досыта едят, какое там чтение. Содействует этому представлению и массовая культура – от коротких рекламных роликов до полнометражных «сверхноворусских» фильмов, где стараются показать неблагоустроенность среды, внутридомовую атмосферу со сплошными скандалами, где несостоявшиеся в материальном плане родители срывают обиды на детях. Зато у них обязательно есть пусть старые, но телевизоры, а иной раз и старые компьютеры с набором злых и глупых игр. И обязательно родители в этих семьях покупают алкоголь и сигареты, особенно перед трансляцией футбольных матчей.

В данном случае уместно вспомнить цитату из статьи Ульрики Марии Майнхоф «Глупый – потому, что бедный». Оригинал статьи опубликован в журнале «Konkret», №6, 10 марта 1969 года. Даю текст в переводе Яны Завацкой:

Бедность видится следствием того, что человек - неудачник. Когда говорят о бедности - это воспринимается как упрек, как обида. Тем более, что они прекрасно разбираются в символах статуса в обществе потребления. Андре Горц говорит о «Нищете в изобилии»: «Нищие хижины с телевизором и собственной машиной; неграмотность в буквальном и переносном смыслах и транзисторные радиоприемники; нехватка сельскохозяйственного оборудования и автобаны; большие жилые блоки, лишенные гигиены, воздуха и солнца, и рядом храмы торговых центров и так далее». Бедность этих семей не преодолевается потреблением. Она вызвана плохими жилищными условиями, неквалифицированным трудом, отсутствием образования. У детей она проявляется как неухоженность, отсутствие пунктуальности, нехватка сна, питания, недостаток домашнего тепла, проблемы в учебе.

То есть уживается совершенно взаимоисключающее с преобладанием затратного общественно-вредного.

Насколько уязвимы дети в именно малых городах, я убедился в Сясьстрое. Роль общественного центра там играет местный «Дом бытовых услуг», где расположен офис и оборудование Интернет-провайдера, и где сосредоточены несколько магазинов, в том числе и детской книги. Я из любопытства взял посмотреть книгу со сказками в обработке Ирины Гуриной – печально известной производительницы «сказок на любой случай непослушания», и с ужасом убедился, что в такой «обработке» русские народные сказки, которые русскими остаются формально («обработчица» играет персонажами, переставляя их в больше чем произвольном порядке, просто – «смешались в кучу кони, люди»), а из народных стали откровенно антинародными, поскольку многие сюжетные линии строятся на обмане, персонажей интересуют товарно-денежные отношения, и не столь трудно понять, «чему это учит».

А ведь в условиях малого города, фактически – посёлка с наличием городской застройки, выбор ограничен, и эти книги с искажениями будут куплены и прочитаны, с соответствующим медленно действующим калечением детского сознания. В подобных «торговых», а фактически – общественных центрах можно встретить поделки и более страшные. Это и серия книг «о других», координируемая Людмилой Улицкой, и глупые – до пропаганды агрессии – книги Ксении Драгунской. Данное «творчество» - пример, что не всегда родителям следует «толкать» своих детей, поскольку они будут учить читателя, зрителя, слушателя совсем иному, часто – откровенно общественно-вредному. Ксения Драгунская, к сожалению, будет популярна как отражение творчества её отца, Виктора Драгунского, из рассказов которого один только пример – «Одна капля убивает лошадь» - действительно отличается высокими нравственными качествами.

Хуже всего, что делаются попытки «онаучить» негатив антикультуры на уровне педагогики.

Примером с направленностью, несовместной с «Творческим русским», была статья А.И. Радушинской и О.А. Шараповой «Особенности определения стоимости прав коммерческого использования медиабрендов» - онаучивание продвижения довольно бессодержательного и в чём-то глупого мультсериала «Смешарики», для которого было создано одноимённое ООО – то, что я называю «франшизмом». Другой пример – случайно доставшиеся мне черновики педагогических разработок другого автора «Животный мир кайнозойскрй эры на примере мультфильма «Ледниковый период». Я часто читаю то, что пишут другие авторы, и в данном случае мне не понравилась сама постановка темы. «Ледниковый период» представляет собой такой же «франшизм», где намешано всё, больше чем в «Путешествии к центру Земли» Жюля Верна и «Затерянном мире» Конан Дойла. Вспомним, что именно геологические ошибки и зоологическая бессистемность в этих произведениях стали причиной того, что известный учёный и популяризатор науки В.А. Обручев создал свою «Плутонию». Пусть они принял отвергнутую гипотезу о «полой Земле» в качестве основы, но ведь там идея названных произведений сохранена, при этом всё приведено в порядок: путешественники встречают вымерших на Земле животных в обратном порядке – сначала относительно недавно (по геологическому счёту), затем – очень давно. То есть чтение «Плутонии» дало бы для изучения животного мира кайнозойской эры больше, чем смотрение «Ледникового периода».

Более того, чтение книг подменяется телесмотрением. Причём и в богатых, и в бедных семьях. И сюжеты телеконтента также содержат антидетскую направленность. А в последние годы то и дело встречаются случаи, когда снимают заведомую подделку при наличии в материальном и художественном плане снять нечто иное, настоящее, общественно-полезное в нравственно-воспитательном и обучающем значении.

Именно замена телесмотрения чтением должна войти в эту программу. Попутно хочу также упомянуть, что для продвижения интереса к чтению следует пресечь компьютерные игры, оставив только отдельные обучающие направления, которые должны пройти длительный контроль перед тем как попасть на рынок.

Как автор, вовсе не сожалею, что в составе «Нетривиальных заданий» нет многих интересных тем, но они найдут применение для других работ по продвижению интереса школьников к чтению.

Комментировать
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ бесплатно!
Подробнее
Также Вас может заинтересовать
Комментарии
Добавить
публикацию
После добавления публикации на сайт, в личном кабинете вы сможете скачать бесплатно свидетельство и справку о публикации в СМИ.
Cвидетельство о публикации сразу
Получите свидетельство бесплатно сразу после добавления публикации.
Подробнее
Свидетельство за распространение педагогического опыта
Опубликует не менее 15 материалов и скачайте бесплатно.
Подробнее
Рецензия на методическую разработку
Опубликуйте материал и скачайте рецензию бесплатно.
Подробнее
Свидетельство участника экспертной комиссии
Стать экспертом и скачать свидетельство бесплатно.
Подробнее
Помощь