Наш сегодняшний классный концерт посвящен композитору,имя которого вам всем хорошо известно и музыке, с которой знакомы даже самые юные, начинающие музыканты. Мы будем говорить о Бахе и играть произведения из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».
Наш концерт открывает Василиса К. с Менуэтом соль мажор.
О нотных тетрадях Баха и о тетради Анны Магдалены в частности
Удивительно, как много проблем возникает с музыкой, которая у всех, кто начинает свой путь в музыке, ассоциируется с первыми шагами. Вопросы встают один за другим. Кто такая Анна Магдалена Бах? О какой тетради идет речь? Кто ее писал? Для кого она предназначалась? Что в ней записано? Как исполнять записанную в ней музыку? Иронией судьбы можно считать то обстоятельство, что едва ли не для каждого юного пианиста знакомство с творчеством Иоганна Себастьяна Баха начинается с пьес, которых он... не писал. Как такое может быть?! Расскажем по порядку.
Но прежде послушаем еще один Менуэт, ре минор, в исполнении Жени Ж.
В 1720 году неожиданно умерла любимая жена Иоганна Себастьяна Баха, оставив его вдовцом с 7 детьми. Марии Барбаре было всего тридцать шесть лет. Горе композитора, который жил с семьёй в небольшом немецком городке Кётене и служил придворным капельмейстером, было безмерным. Но прошло время. И избранницей Баха стала молодая певица Анна Магдалена, дочь войскового трубача Вюлькена. Соседки судачили о том, что невеста на шестнадцать лет моложе своего будущего мужа! Справится ли она с обязанностями хозяйки большого баховского семейства, примут ли её дети?
Брак оказался во всех отношениях счастливым.Бах нашел в ней преданного друга, заботливую мачеху для своих детей от первого брака, любящую жену, подарившую ему еще тринадцать детей (к несчастью, не все онипережили младенческийвозраст).Анна Магдалена стала не только заботливой хозяйкой, с любовью принявшей осиротевших детей, но и одарённой музыкантшей. У неё было красивое сопрано, она начала учиться играть на клавире и помогать мужу переписывать ноты. С годами её почерк стал так похож на почерк Баха, что их трудно было различить.
Анна Магдалена пережила Баха на десять лет, она умерла в 1760 году, проведя последние годы жизни в крайней нужде.
А сейчас послушаем Арию ре минор в исполнении Саши Ж., а затем Менуэт до минор в исполнении С. Арины.
Музыка для домашнего музицирования
В 1720 году, еще до женитьбы на Анне Магдалене, Бах завел «Клавирную книжечку для Вильгельма Фридемана», своего старшего сына. Обычной практикой было во времена Баха вести домашние альбомы, причем не только музыкальные, но — даже в еще большей степени — и литературные (можно вспомнить сотни «стихотворений в альбом», «листков из альбома»...), чтобы записывать в них полюбившиеся пьесы, стихи... Ведь так естественно — в доме, который музыка наполняла как воздух, где новые произведения ежедневно создавались всеми, в буквальном смысле от мала до велика,— иметь тетрадь, в которую бы все это записывалось. Когда говорят о нотных тетрадях или книжечках Баха, перечисляют их три: кроме названной, еще две, предназначенные Бахом для Анны Магдалены. Одна была начата в 1722 году, вторая — в 1725-м (о ней-то и будет наш основной разговор).
Но сначала выслушаем еще одного исполнителя – С. Мишу и Полонез соль минор.
Возникает, однако, вопрос, почему в семье, в которой было столько детей и где все играли и были связаны с музыкой, было всего три нотные тетради? Казалось бы, их должно быть гораздо больше! Действительно, их и было больше. К ним должна быть отнесена знаменитая «Органная книжечка, к ним по праву должны относиться и чистовой автограф двухголосных инвенций и трехголосных симфоний (1723) — тоже «книжечка» или «тетрадь, и первый том «Хорошо темперированного клавира» (1722), чистовой экземпляр которого изготовлен Бахом тоже в виде «книги». Все это для домашнего музицирования и обучения. Знакомство с этими сборниками даст представление о каждодневной музыкальной жизни в доме Баха.
Печатные музыкальные издания, надо сказать, конечно, уже существовали, но отнюдь не были столь распространены, как в наше время. Разве могли они удовлетворить потребность во все новых и новых произведениях, к тому же не каких-то других композиторов, а самих Бахов — Иоганна Себастьяна и его детей?
Существует известный рассказ о юном И.С., который очень ярко описывает умонастроение Баха .
«Иоганну Себастьяну не было еще и десяти лет, когда он лишился родителей. Он отправился в Ордруф к старшему брату, Иоганну Кристофу, тамошнему органисту,
и под его руководством освоил основы игры на клавире.
Уже в этом нежном возрасте у нашего Иоганна Себастьяна Баха была необыкновенная тяга к музыке. За короткий срок он полностью овладел всеми пьесами, которые задавал ему брат. Однако имевшийся у брата сборник клавирных пьес тогдашних прославленнейших мастеров Фробергера, Керля и Пахельбеля брат ему, невзирая на все его просьбы, почему-то не давал. Рвение подсказало ему такую невинную уловку: сборник хранился в запертом шкафу с решетчатыми дверцами, и ночью, когда все спали, он доставал его оттуда, просунув свою маленькую руку сквозь решетку и свернув сборник рулончиком, благо, он был в мягкой обложке, а потом принимался переписывать его при лунном свете, так как никакого другого освещения быть не могло. Через шесть месяцев эта музыкальная добыча была, наконец, в его руках. Он с исключительным рвением принялся ее тайком осваивать, но, к величайшему для него сожалению, брат это обнаружил и безжалостно отобрал у него с таким трудом изготовленную копию. Вообразим, в каком состоянии оказался бы скупой торговец,
если бы принадлежавший ему корабль — с сотней тысяч талеров на борту — затонул в плавании, где-нибудь по пути в Перу, и мы получим живое представление о том огорчении, которое испытал наш маленький Бах, когда понес эту утрату. Доступ к сборнику он обрел лишь после смерти брата.
А теперь еще один музыкальный номер – Волынка. Исполняет Ж. Женя.
Не нужны никакие сложные умозрительные музыковедческие построения, чтобы представить себе обстановку в доме Баха, где музыкой занимались все дети. Забавный
рассказ приводит в автобиографии немецкий публицист и издатель Карл Фридрих Крамер. «Вечером, когда он [И. С. Бах.— А. М.\ ложился спать, три его сына, столь рано обнаружившие музыкальность, поочередно — такой уж он завел порядок — играли ему, и под музыку эту он отходил ко сну. Легче всего он засыпал у Кристиана, если, конечно, не выходило так, что раздражение не давало ему заснуть. Это бремя в отцовском доме — ведь юность поверхностна! — очень часто досаждало мальчикам. Филипп Эмануэль (эту историю он сам мне рассказывал) однажды вечером прислушался и — как только заметил, что отец захрапел,— прыг-скок от клавесина, прямо на неразрешенном аккорде, и — убежал. Ну а отец Себастьян сразу же проснулся от такого неблагозвучия. Диссонанс терзает, истязает, тревожит его слух. Сначала он подумал, что Эмануэль просто пошел помочиться и сейчас вернется. Но ничего подобного. Мучения его нарастают. Тогда он встает с постели, как был, в рубахе, хоть и хорошо ему было лежать в тепле, ощупью пробирается в темноте к инструменту, берет этот злополучный аккорд и... разрешает его»
.
Историки музыки используют разнообразный изобразительный материал, чтобы дать наглядное представление о многочисленности семьи Баха и приверженности всех ее членов музыке. Чаще всего для этого привлекается картина Т. Э. Розенталя (демонстрируется картина).
Эта картина — художественная фантазия на тему «Бах в кругу семьи». И хотя она не может считаться историческим документом, все же музыкальную атмосферу
в доме Баха она передает, вероятно, довольно верно.
Сейчас Менуэт соль мажор исполнит Т. Варя.
Основу первой нотной тетради (1722) Анны Магдалены составляют танцевальные циклы, известные под названием — не баховским — «Французские сюиты».
Вторая нотная тетрадь (которую вы держите в руках) была начата в 1725 году. Вероятно, Бах подарил ее — тогда еще чистую — ко дню рождения (24-летию) Анны Магдалены. Тетрадь, вероятно, радовала глаз, когда была новая. Для нее, пожалуй, больше подходит название «Книжечка»: она в зеленом кожаном переплете, обрамленном золотым бордюром, с двумя замочками, с красными атласными ленточками. В середине тисненные золотом инициалы и год: А МВ 1725
Когда стала заполняться эта нотная тетрадь, старшему сыну Баха, Вильгельму Фридеману, шел пятнадцатый год, Карлу Филиппу Эмануэлю — одиннадцатый, Иоганну Готфриду Бернхарду — десятый. Все в доме пользовались этой тетрадью. Кто-то разучивал из нее записанное отцом, кто-то вписывал в нее свои первые композиции, кто-то овладевал искусством аккомпанемента.
Есть здесь и вокальная музыка: она предназначалась для самой Анны Магдалены. Бах как-то писал в одном из писем, что домашними силами может составить целый вокальный и инструментальный концерт.
Состав этой тетради довольно пестрый. Хотя сами пьесы, входящие в нее, давно известны, авторство многих из них установлено сравнительно недавно. Как и в тетради 1722 года, в ней есть произведения, вошедшие в другие баховские циклы. Что касается других пьес, то исследования последнего времени показали, что далеко не все они принадлежат И. С. Баху. Здесь есть пьесы его сына Карла Филиппа Эмануэля, Франсуа Куперена, Кристиана Петцольда, старшего современника И. С. Баха, Иоганна Адольфа Хассе, Георга Бёма. С определенной долей вероятности среди авторов называются Иоганн Кристиан Бах и Готфрид Генрих Штёльцель. Не исключено, что дальнейшие исследования установят новые имена.
А теперь послушаем еще один Менуэт, ля минор, в исполнении Ж. Насти.
Собственноручно Бах записал в Нотную тетрадь немного произведений. Остальное записано в ней Анной Магдаленой и детьми. Без сомнения, Анне Магдалене был оставлен выбор того, что должно быть включено в тетрадь. И она выбирала. Это была
и светская музыка, и духовная. Тетрадь заполнялась много лет — сейчас установлено, что до 1740 года. Тем временем дети росли. Им был приглашен Tanzmeister (учитель танцев), обучавший их не только танцевальным движениям, но и хорошим манерам. Для этого нужны были простые в музыкальном отношении пьесы. Можно с уверенностью сказать, что Бах не принимал участия в их создании. Из 42 произведений, входящих в эту Нотную тетрадь, значительную часть составляют менуэты. На втором месте по количеству представленных образцов — полонезы. Наконец, в тетрадь записано три марша — не самый любимый жанр Иоганна Себастьяна, во всяком случае, ни одного марша не значится среди несомненно баховских произведений. Можно представить себе, как Иоганн Себастьян заботливо
прививает своему потомству строгий музыкальный вкус, но само это потомство, в первую очередь, кажется, Карл Филипп Эмануэль, больше увлечено новейшими веяниями эпохи, явно не столь глубокими: в Тетради нет ни одной фуги! Правда, эта «болезнь роста» скоро пройдет, и именно он, К. Ф. Э. Бах, окажется наиболее преданным и почтительным к отцу, радеющим о его художественном наследии.
А теперь я бы хотела сыграть Полонез соль минор и на этом закончить наш концерт. Надеюсь, он открыл немало неожиданного и интересного, и доселе неизвестного, про музыку, «которую все знают».
Источники:
https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post322172990
2. https://muz1-ryb.ru/notnaya-biblioteka/857-polka-kharchevoj-mariny-borisovny
Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах (1725): для фп. /
И. С. Бах; ред., вступ. ст. и коммент. А. Е. Майкапара; [пер.К. Рубинский, А. Вельский]. —Челябинск: MPI, 2006.—111 с.: ил.— (Мастер-класс Александра Майкапара).