Научная статья на тему:
«Проблемы правоприменения по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 317 УК РФ».
подготовлена:
студентом Университета Синергия
Николаенко Денисом Алексеевичем
Квалификация посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа может вызвать различные теоретические и правоприменительные проблемы.
Одной из проблем является определение самого понятия «посягательство на жизнь». В российском уголовном законодательстве этот термин используется для обозначения преступлений, целью которых является причинение тяжкого вреда здоровью или смерти другому человеку. Однако не всегда ясно, какие действия могут быть квалифицированы как посягательство на жизнь, а какие – как причинение тяжкого вреда здоровью.
Действующим уголовным законодательством РФ предусмотрена уголовная ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, в том числе, повлекших по неосторожности их смерть, п. «а» ч. 2 ст. 111 УК РФ – до 10 лет лишения свободы, и ч. 4 ст. 111 УК РФ – до 15 лет лишения свободы.
Однако, по мнению автора, с учетом повышенной общественной опасности преступного деяния и объекта посягательства, необходимо рассмотреть вопрос об усилении уголовной ответственности за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, в том числе, повлекших по неосторожности их смерть, выделив данное преступление в отдельный состав, предусмотренный ст. 111.1. УК РФ. Санкцией статьи следует предусмотреть – до 15 лет лишения свободы – за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, и до 20 лет лишения свободы – за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть указанных лиц.
Еще одной проблемой является определение круга лиц, которые могут быть признаны сотрудниками правоохранительных органов. Например, в некоторых случаях под такими лицами могут пониматься только сотрудники полиции, а в других случаях – судебные приставы и иные лица. В зависимости от этого может меняться квалификация деяния.
Также возможны трудности при определении «процессуального времени» – того времени, когда сотрудник находится на службе, выполняет свои служебные обязанности. В некоторых случаях может быть неясным, считается ли сотрудником на службе тот, кто уже завершил выполнение своих служебных обязанностей, но еще не покинул место несения службы.
Наконец, нет однозначного ответа на вопрос о том, какая квалификация должна быть применена к тем случаям, когда сотрудник правоохранительного органа использует оружие в необходимой обороне и причиняет телесные повреждения или смерть преступнику. В таких случаях могут применяться разные статьи УК РФ, отражающие разные степени общественной опасности действия.
По официальным данным судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за период 2020-2022 гг. за совершение преступлений, предусмотренных ст. 317 УК РФ, осуждено 264 лица. За два последних года количество случаев применения насилия в отношении лиц из числа персонала учреждений уголовно-исполнительной системы в связи с осуществлением ими служебной деятельности составило 146, в том числе с причинением вреда здоровью – 118 случаев1.
Уголовный кодекс РФ дифференцированно подходит к охране жизни и здоровья сотрудников различных силовых ведомств. Это касается и сотрудников УИС, что обусловлено особенностями их правового статуса, осуществлением деятельности, связанной с реализацией стоящих перед УИС задач и сопряженной с потенциальной угрозой со стороны контингента исправительных учреждений.
Кроме того, государство должно обеспечить гражданам возможность получения справедливости и защиты прав, не только в судебном порядке, но и путем предоставления доступных и эффективных механизмов обращения за помощью. Важно, чтобы граждане чувствовали поддержку со стороны властей и знали, что их права и свободы защищены.
Итак, жертвенность и преданность своей профессии – неотъемлемые качества для представителей правоохранительных органов. Но при этом необходимо помнить, что действия должны быть законными и не должны нарушать прав граждан. Только тогда такие действия будут действительно эффективными и приведут к защите интересов общества в целом.
Между тем следует отметить, что в федеральных законах, в той или иной степени регулирующих деятельность УИС, по существу не содержится четко структурированного перечня задач, стоящих перед службой, а задачи, перечисленные в нормативном акте более низкого уровня – Указе Президента Российской Федерации № 1314 от 13.10.2003 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказания», носят далеко не исчерпывающий характер2.
К тому же в законодательстве отсутствует, как таковое, и само определение УИС. Содержащееся в статье 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» организационно-структурное построение уголовно-исполнительной системы таковым считаться не может3.
В полной мере признавая право на такую точку зрения и не вдаваясь в излишние подробности, хотелось бы обратить внимание на то, что ФСИН России, будучи федеральным органом исполнительной власти, является составной частью системы обеспечения национальной безопасности нашей страны, как она определена Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
Национальная безопасность, включает в себя помимо обороны страны и все предусмотренные Конституцией РФ и законодательством виды безопасности, прежде всего государственную и общественную безопасность, безопасность личности. При этом в качестве одной из стратегических целей общественной безопасности определена защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Государственная безопасность включает в себя защиту территориальной целостности, суверенитета, независимости и политической стабильности страны. Это включает также борьбу с терроризмом, экстремизмом, коррупцией, организованной преступностью и другими угрозами национальной безопасности.
Общественная безопасность относится к общественному порядку и социальной стабильности в стране. Это может включать в себя борьбу с преступностью, наркотиками, пожарами, авариями и другими угрозами для общественного благосостояния.
Безопасность личности включает в себя защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности каждого человека. Это включает борьбу с насилием в семье, домашним насилием, детскими преступлениями и преступлениями против индивидуальной свободы и прав.
Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам.
Принимая во внимание формирующуюся криминальную обстановку в основании реформы уголовного законодательства РФ, закончившейся принятием нового Уголовного кодекса РФ, было заложено и концептуальное положение о том, что требуется повысить степень юридической защиты сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, других представителей власти, их близких, а также граждан, которые принимают участие в пресечении преступлений и правонарушений.
Некоторые положения Уголовного кодекса призваны обеспечивать повышенную охрану жизни представителей власти, сотрудников правоохранительных органов. В УК РФ включены три состава посягательств, одно из которых – исследуемая тема, а именно: посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, в целях воспрепятствования их деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. По конструкции данный состав преступления является усеченным. Это значит, что объективная сторона данного состава преступления характеризуется таким действием, как непосредственное посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а равно их близких. При этом, судебная практика под посягательством на жизнь этих лиц понимает убийство или покушение на убийство указанных лиц в связи с их деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Следовательно, такие действия, независимо от наступления преступного результата, квалифицируются как оконченное преступление.
Независимо от того, находился ли сотрудник правоохранительных органов или военнослужащий на дежурстве, патрулировании или же по своей инициативе, либо по просьбе граждан, принял меры к предотвращению нарушений общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, ответственность наступает по ст. 317 УК. Также не имеет значения нахождение сотрудника в форменной одежде.
Преступное деяние, установленное ст. 317 Уголовного кодекса РФ, может совершаться лишь с прямой формой умысла. Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого преступления, помимо прямого умысла, является цель – стремление воспрепятствовать деятельности сотрудников правоохранительных органов или квалификация преступлений связанных с посягательством на жизнь военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; или мотив – месть за указанную деятельность.
Преступления же, совершенные в отношении указанных лиц на почве личных взаимоотношений или конфликтов, вне зависимости от того, знал либо не знал виновный статус потерпевшего, следует квалифицировать как преступления против личности.
Например, убийство сотрудника правоохранительного органа по мотиву ревности необходимо квалифицировать как преступление против личности (ст. 105 УК РФ).
Поэтому, при посягательстве на жизнь и здоровье сотрудника правоохранительного органа, как двухобъектном преступлении, в качестве основного объекта рассматривают законную деятельность правоохранительного органа, а в качестве дополнительного — жизнь сотрудника, военнослужащего или их близких. Думается, что жизнь потерпевшего все же следует считать основным объектом данного состава, поскольку порядок управления, направленный на защиту прав и интересов личности, является производным от защиты интересов личности. В связи с этим, исследуемое преступление необходимо рассматривать как квалифицированный вид преступлений против жизни и здоровья.
Поэтому, логичнее перенести данный состав в главу 16 «Преступления против жизни и здоровья». В результате изучения данной темы можно сделать вывод, что в УК РФ необходимо конкретно определить круг потерпевших, а именно дать легальное определение сотруднику правоохранительного органа и военнослужащему, выполняющим в установленном законом порядке указанные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Представляется целесообразным дополнить ст. 317 УК РФ частью второй, с указанием конкретных квалифицирующих признаков: посягательство на двух и более лиц; посягательство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; посягательство, совершенное с применением оружия или специальных средств, а также иное насильственное действие.
Николаенко Д.А.
1 Статистика Генеральной Прокуратуры [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/crimestat.
2Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" / СЗ РФ 2004 г. № 42, ст. 4109.
3 Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» / Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1994. № 33, ст. 5.